Те, кем восхищался весь мир
Редкие фото балерин начала ХХ века
Анна Кочарова

Редкие снимки русских танцовщиц начала ХХ века впервые опубликованы в России. Издательство «Искусство — XXI век» выпустило альбом «Сто одна фотография», в котором представлены кадры, сделанные Эмилем Отто Хоппе. Как русские звезды балета попали в объектив английского фотографа — в материале РИА Новости.

Сто лет назад Русский балет Сергея Дягилева был, безусловно, главной сенсацией светской жизни Европы. Постановки антрепренера провоцировали скандалы, ими восхищались, обсуждали, о них спорили. И конечно, танцовщицы труппы были истинными звездами.

Любовь Чернышева в роли Клеопатры.

Публику покоряло их искусство, красота, неповторимые образы на сцене и в жизни. Недаром эти имена остались не только в истории, но и в повседневной жизни.

Например, в честь балерины Анны Павловой во всем мире по сей день готовят популярный десерт, в названии которого ставят ударение на предпоследнем слоге — pavlova.

В тот период негласным хроникером Русского балета выступил английский фотограф немецкого происхождения Эмиль Отто Хоппе, снимавший солистов труппы в 1910-1920-е годы.

В прошлом банкир и фотолюбитель, как раз тогда он открыл свое собственное фотоателье, активно участвовал в выставках, публиковался в журналах. Постепенно он стал «одним из самых востребованных фотографов-портретистов и за один год, по слухам, создал более шестисот портретов», — отмечает один из авторов книги Грэм Хау.

1 / 2
Слева: Матильда Кшесинская в роли Армиды. Справа: Тамара Карсавина, студийный портрет.

«Несмотря на претензии Хоппе быть фотохудожником-хроникером Русского балета, неясно, по какой причине он делал снимки: то ли в рекламных целях по настоянию самого Дягилева, то ли из-за непреодолимой страсти к балету, то ли под действием благородного желания передать потомству живую память об этом артистичном зрелище…» — пишет другой автор «Сто одной фотографии» Джон Боулт.

Обширная коллекция хранится по сей день в Калифорнии, а теперь часть снимков опубликована и в России.

Большинство фотографий были инсценировками. Хоппе организовывал их в своих студиях в Лондоне и Нью-Йорке. Именно этой постановочностью специалисты объясняют порой вычурность и неестественность некоторых снимков. Впрочем, есть кадры, сделанные за пределами студии, в том числе серия репетиций на открытом воздухе великой Анны Павловой.

1 / 2
Анна Павлова исполняет сольный японский танец.

«Некоторые снимки напоминают подготовительный материал для какой-нибудь кинокартины: энергия тела выходит за неподвижные рамки фотографии, достаточно взглянуть на позы балерины Чернышевой в «Шахерезаде», — пишет Джон Боут.

Хоппе часто делал по несколько снимков подряд, составляя целую серию, отмечает в своей статье Олег Минин. Так он иллюстрировал порой неожиданные черты моделей.

С одной стороны, Хоппе считал, что фотография не может уловить «спонтанность танцевального ритма». С другой, превозносил балетную фотографию за ее способность передать «часть необыкновенной, эмоционально напряженной атмосферы, которая отличает эту форму зрелища».

1 / 3
Анна Павлова в роли Вакханки и Лаврентий Новиков в роли Вакха.

О Сергее Дягилеве фотограф отзывался как о человеке, который «обладал обаянием большого вельможи и безупречными манерами, хотя и не без надменности».

В студии Хоппе побывали все выдающиеся русские балерины тех лет.

Матильда Кшесинская, заставившая фотографа ждать, пока она не наденет все свои украшения. Звезда первой величины Анна Павлова, которую Хоппе считал удивительно фотогеничной и неоднократно снимал.

Олег Минин описывает случай, когда прима в приступе профессиональной ревности уничтожила снимки другой балерины Тамары Карсавиной, также сделанные Хоппе. Кстати, сам фотограф считал Карсавину лучшей и утверждал, что она «в интеллектуальном отношении стояла на голову выше других».

Афиши балетных постановок.

В объектив фотографа попадала и Ольга Спесивцева, которая, по его словам, «обладала какой-то эфемерной красотой». «Хоппе хорошо был знаком со многими танцовщиками Русского балета и в дальнейшем поддерживал добрые отношения со многими из них», — пишет Олег Минин.

Авторы издания отмечают, что на характере снимков Хоппе сказывалось многое: и личный вкус самого фотографа, и требования, а порой и капризы артистов балета. Всего в коллекцию входит более 350 оригинальных снимков и 500 негативов. В России опубликована лишь часть.

Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена