МОСКВА, 15 июн — РИА Новости. Полет на орбиту первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, состоявшийся 55 лет назад, проходил без технических проблем и, вопреки слухам, не угрожал ее жизни и здоровью, рассказала РИА Новости заслуженный испытатель космической техники Таисия Когутенко.
Валентина Терешкова с позывным Чайка стала шестым космонавтом СССР и первой женщиной, отправившейся в космос. Полет, продолжавшийся трое суток, она совершила на корабле "Восток-6", который стартовал 16 июня 1963 года. Согласно устоявшейся точке зрения, из-за спешки в подготовке корабля Терешкову сопровождали технические неполадки, и ей прямо в полете пришлось исправлять допущенные на Земле ошибки.
"Записи в журнале начались за два часа до старта, сразу после посадки Чайки в корабль. Из записей в журнале следует, что никаких вопросов по поводу неисправностей в системах и оборудовании корабля она не задавала, их просто не было. Напротив, на 19-м витке, в момент связи с корреспондентом газеты "Комсомольская правда", она сказала, что наш корабль — лучший в мире", — рассказала Когутенко.
Специалисты на Земле в круглосуточном режиме записывали в вахтенный журнал полета Терешковой все события до момента посадки. В него вносились все параметры корабля и задачи космонавта, велась запись всех переговоров.
По словам Когутенко, из документов следует, что то, что выдается сейчас за нештатные ситуации, — это не что иное, как тестирование ручной системы ориентации корабля "Восток", которое предполагалось программой полета. Терешкова должна была провести его на втором и 38-м витках, но сделать это не удалось. Только на 47-м витке Терешкова сообщила на Землю, что успешно справилась с задачей.
В конце 48-го витка, пояснила ветеран, ровно в положенное время и без замечаний включился автоматический цикл спуска космического аппарата с орбиты, который не требовал никакого участия космонавта. В записях как вахтенного, так и бортового журнала, который вела сама Терешкова, нет никаких упоминаний о нештатных ситуациях, требовавших устранения.
Полет корабля "Восток" полностью контролировался программно-временным устройством, в создании которого принимала участие Когутенко. Это устройство управляло всеми системами корабля по заранее заложенным и рассчитанным интервалам времени. Внести в него правки ни с Земли, ни с борта корабля было технически невозможно.
"Никакое вмешательство в работу автоматики невозможно. Видеть ничего относящегося к программе спуска на приборной доске пульта пилота невозможно, так как там этого просто нет. Транспарант "Спуск 1" загорается, только когда включается штатный цикл спуска по командной радиолинии, это и увидела Терешкова на 49-м витке полета, когда его включили", — рассказала Когутенко.
Она добавила, что, если бы Терешкова доложила Королеву о каких-либо неправильно заложенных данных на спуск, он решил бы, что у космонавта начались галлюцинации, и принял бы решение о срочном спуске корабля.
"При создании "Востоков" все делалось впервые — конструкция, системы корабля, кооперация предприятий. Да, существовало соревнование с Америкой, были жесткие сроки, но никогда с дефектами или недоработанные корабли не запускались в космос", — отметила ветеран.
Она рассказала, что запуску предшествовала череда испытаний: автономные испытания систем при установке на борт корабля на заводе, комплексные испытания на контрольно-испытательном стенде завода, испытания на космодроме.
"На всех этапах присутствовали представители отдела технического контроля и военной приемки. Все неисправности устранялись на любом этапе технологического процесса", — рассказала Когутенко.
Сама Терешкова накануне, выступая перед депутатами Госдумы, рассказала, что во время полета у нее произошла нештатная ситуация — она увидела, что тормозная двигательная установка сориентирована не в нужном направлении. Она доложила об этом на Землю, специалисты долго обсуждали, как устранить неисправность, а затем передали на борт новые данные, которые Терешкова внесла в систему корабля. Это, по ее словам, позволило благополучно вернуться на Землю.