МОСКВА, 9 мар — РИА Новости. Боевой офицер, путешественник, репортер и лучший русский художник-баталист — Василия Верещагина можно назвать первым отечественным фотокорреспондентом в горячих точках. С той только разницей, что объектив камеры ему заменял холст.
За свою жизнь Верещагин объездил почти все страны мира и абсолютно все зоны военных конфликтов, в которых участвовала тогда российская армия. Вместо принятых для тех лет казенных патриотических полотен художник создавал работы, где главными героями были рядовые солдаты.
Верещагин и погиб, как бы сейчас сказали, "при исполнении" — в 61 год он отправился на Русско-японскую войну и 31 марта 1904 года подорвался на мине вместе с экипажем броненосца "Петропавловск". В Новой Третьяковке открылась большая выставка художника. РИА Новости рассказывает об основных этапах его творчества.
Туркестанская серия
![В.В.Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана). 1872 В.В.Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана). 1872](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151562/84/1515628400_0:0:1188:1500_600x0_80_0_0_1825008500fd9fcb1b94318b42df769c.jpg)
Желание узнать, что такое настоящая война, — вот главная причина, по которой прапорщик Верещагин поехал в Туркестан. За проявленное мужество в бою он был награжден, а солдаты, уважительно обращавшиеся к нему по имени-отчеству, даже прозвали его "Выручагин".
"Страшные картины настоящей войны" шокировали зрителей кровавыми сюжетами и натуралистическими подробностями. Работы Верещагина современники не понимали, считали их антипатриотичными. Дошло до того, что после ряда критических статей, обвинявших его в предательстве и "туркменском" взгляде на события, Верещагин в знак протеста уничтожил три полотна Туркестанской серии.
Индийская серия
![В.В.Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874–1876 В.В.Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874–1876](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151562/91/1515629149_0:0:1500:1081_600x0_80_0_0_b8bb571a4432627ac1a56511b5898236.jpg)
Тщательно изучив литературу и атласы, в 1874 году Верещагин уехал в Индию. В опасном путешествии его сопровождала супруга Элизабет Мария Фишер-Рид, которую в России называли Марией Кондратьевной. В ее очерках описано, как на художника напали дикие животные, как он тонул в реке, замерзал на одной из горных вершин, болел тяжелой формой тропической малярии.
Из Индии Верещагин привез около 150 этюдов. Серия пополнялась быстро, в работах фигурировали экзотические местные персонажи: факиры, буддийские ламы, огнепоклонники.
В 1880 году 139 картин и этюдов Индийской серии были показаны на персональной выставке Верещагина в Петербурге. Семьдесят восемь работ купил Павел Третьяков за 75 тысяч рублей.
Японская серия
![Репродукция картины художника Василия Верещагина Прогулка в лодке из собрания Государственного Русского музея Репродукция картины художника Василия Верещагина Прогулка в лодке из собрания Государственного Русского музея](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151578/96/1515789685_0:0:2877:2048_600x0_80_0_0_9de0df6523b9aeb73b9de5a07a4c2149.jpg)
Оставив уютный дом, семью и привычную мастерскую, в начале ХХ века Верещагин отправился на Дальний Восток. Несмотря на возраст (ему было уже за 60), он был полон энергии, строил планы. Художник считал своим нравственным долгом быть в центре надвигающихся грозных событий.
В своих посланиях домой он писал о враждебном настрое японцев по отношению к России и о неизбежности скорой войны. Из первой японской поездки он привез этюды и зарисовки мирной жизни островов. В следующий раз он посетил эти места уже в 1904 году, после нападения Японии на российский флот. Не успев написать здесь ни одной батальной картины, Верещагин погиб при взрыве флагманского корабля "Петропавловск" в Порт-Артуре.