МОСКВА, 8 ноя — РИА Новости. Выставка "Мстислав Ростропович: штрихи к портрету", посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося музыканта, откроется в Шереметевском дворце (Музей музыки) в Санкт-Петербурге 8 ноября и продлится неделю, сообщили в пресс-службе музея.
Вместо парадного портрета всемирно известного виолончелиста и дирижера музей предлагает мозаику из его концертных афиш, фотографий разных лет, аудио- и видеозаписей, интервью, автографов, нот — всего того, что составляет ежедневную жизнь музыканта.
В центре экспозиции — виолончель, инструмент ХVII века работы знаменитого итальянца Николо Амати из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, хранящихся сейчас во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. Глинки в Москве. Эта виолончель была найдена в Крыму в Гражданскую войну при отступлении Белой гвардии. В разные годы на ней играли Вениамин Хейфец, Виктор Кубацкий, Яков Слободкин. Мстиславу Ростроповичу этот инструмент был предоставлен Государственной коллекцией 27 ноября 1954 года и на этой виолончели молодой музыкант играл четыре года и вернул инструмент 31 декабря 1958.
В экспозиции — афиши и программы его выступлений, фотографии, нотные издания сочинений, посвященных музыканту, документы, хранящиеся в музеях, архивах и библиотеках Санкт-Петербурга, Москвы, Оренбурга, Воронежа, Баку.
Мстислав Ростропович — универсальный гений, в равной степени блестящий виолончелист, дирижер, организатор концертов и фестивалей, коллекционер, благотворитель и общественный деятель. По сути история музыки для виолончели ХХ века была написана Ростроповичем — именно для него крупнейшие композиторы создавали виолончельные произведения, ставшие шедеврами. За свою жизнь Ростропович сыграл 130 премьер произведений для виолончели, 102 из них были посвящены ему.