МОСКВА, 1 июн — РИА Новости. В первый день лета московский театр "Геликон-опера" представляет мировую премьеру оперы Александра Маноцкова в постановке режиссера Кирилла Серебренникова — "Чаадский".
Автором идеи создания оперы стал известный художник Павел Каплевич. Музыкальный руководитель и дирижер Феликс Коробов, художник — Алексей Тругубов. Премьерная серия спектаклей пройдет с 1 по 4 июня. Об этом сообщили в театре.
Важное высказывание
"Всегда приятно начинать что-то новое, а этот проект — совершенно новый по всем составляющим, — сказал накануне премьеры Серебренников. — Это редкий случай, когда опера написана нашим современником. Мне кажется, что это очень важное человеческое и гражданское высказывание о том, что сейчас происходит в России. Это слепок наших сегодняшних настроений, чувств, сомнений".
Очень русская история
По словам Серебренникова, это "очень русская, очень московская история".
"Есть два мира: мир успешных, богатых людей, живущих в хороших домах, в прекрасных условиях, занимающихся своими спа-процедурами, милыми любовными интригами. И есть другой мир людей, живущих в грязной земле. Они, как атланты, держат поверхность, по которой в белых шикарных костюмах счастливо ходят успешные и богатые", — отметил режиссер.
По его словам, "мы часто забываем, из чего состоит наша удобная жизнь и за чей счет мы счастливы, успешны, улыбчивы и рады".
"Но господин Чаадский, господин Чаадаев и господин Грибоедов напомнят нам об этом", — подчеркнул Серебренников.
Чаадский — Чацкий — Чаадаев
Не случайно фамилия главного персонажа оперы созвучна фамилии главного героя знаменитой комедии Александра Грибоедова. Чаадский — Чацкий — Чаадаев. Связь между вымышленными героями и авторами "Философских писем" и "Горе от ума" абсолютно закономерна и логична.
"Мой Чаадский — синтезированный персонаж. В комедии Грибоедова не только он сам был прототипом своего героя, автор имел в виду и Петра Яковлевича Чаадаева, — считает композитор Маноцков. — И этот анекдот, что человека сочли сумасшедшим, взят из жизни. Чаадаева объявили сумасшедшим, когда он написал свои "Философские письма".
По словам Маноцкова, при написании оперы он использовал темы грибоедовских вальсов ми-минор и ля-бемоль мажор, которые вплетены в музыкальную ткань на протяжении всего действия.