Одна из немногих доживших до наших дней советских кинопроизводственных фабрик – знаменитая Свердловская киностудия – в скором времени может перейти в частные руки. 75% минус одна акция предприятия включены в правительственный план приватизации на 2017-2019 годы. Новейшая история киностудии порой сама напоминает кино – то бандитские сериалы, то офисные триллеры.

Историческое здание Свердловской киностудии, ныне - ТЦ "Сити центр"

Гордость советского послевоенного кинопроизводства, Свердловская киностудия когда-то занимала целый квартал в центре уральской столицы. Там трудилась тысяча человек, и ежегодно выпускались десятки документальных, анимационных и художественных фильмов, которые показывали по всему СССР. «Трембита», «Угрюм-река» и кукольные мультфильмы по сказкам Бажова – всё это часть огромного наследия студии, права на которое теперь принадлежат не ей.

Сегодня в штате студии – несколько десятков человек, в основном административных служащих. Титульное здание на углу улицы Луначарского и проспекта Ленина – бывший Дворец строителей – превратилось в торговый центр. Там, где когда-то были кабинеты, сегодня продают платья. В помещениях студии можно купить туристическую путевку, научиться танцевать, сшить костюм, покрасить брови или ногти, сфотографироваться. С кино все сложнее.

«Первые на Луне»

 

Свердловской киностудии в новое время не повезло. Первый раз – в начале 80-х, когда здесь ввели новый цех обработки пленки. Подходил он только для советских пленок, которые перестали выпускать уже через пять лет. Второй – в начале 90-х, когда у директора киностудии Геннадия Алексеева украли железнодорожный состав с бензином. Как и многие в то время, он параллельно занимался собственным бизнесом, в итоге стоившим ему жизни. Долги повесили на студию, в ее кабинетах засели представители всех уральских бандитских группировок.

Новым директором студии стал Георгий Негашев, заместителем при нём – молодой экономист Алексей Федорченко, известный сегодня по таким фильмам как «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Коронный приём будущего триумфатора фестиваля в Венеции и «Кинотавров» в те времена был таким: в разгар сложных переговоров с очередными бандитами он входил и молча садился на стул позади директора. Действовало безотказно.

Режиссер Алексей Федорченко на Свердловской киностудии.

Вот типичная история того времени, рассказанная Алексеем Федорченко. На создание фильма «На полпути в Париж» легенды студии, режиссера Ярополка Лапшина, Госкино в 1998 году предоставило освобождение от налога на имущество, которое студия «обналичила» путем нескольких товарообменов. Студия получила на выходе банковский вексель, но права на него вскоре предъявили грузинские бандиты в Москве. Переговоры в «Макдональдсе» на Пушкинской заняли несколько часов. В очередной раз перекладывая бумаги, Алексей Федорченко смог незаметно выкрасть вексель – и бросился бежать через переулки. Так студия выживала в 90-е.

1 / 7
На Свердловской киностудии, 2017

Вместе с Федорченко из «Макдональдса» бежал и другой заместитель Негашева – Михаил Чурбанов. В начале 2000-х их дороги разошлись: Чурбанов стал директором Свердловской студии, а Негашев и Федорченко навсегда порвали со студией и ее новым руководителем. Алексей Федорченко закончил дебютный фильм «Первые на Луне», за который получил европейские призы и признание. Это был его первый и последний фильм, снятый на Свердловской киностудии. Вскоре он открыл собственную кинокомпанию. По словам Федорченко, представители Свердловской киностудии ни разу не приглашали его ни на одно из своих мероприятий. 

Государство получает прибыль от аренды – и все довольны. Ему не нужно, чтобы здесь снимали кино. Главное, чтобы не было проблем и шумных кинематографистов», – уверен Федорченко.

С новым руководством студии не поладило и Свердловское отделение Союза кинематографистов. Его председатель Владимир Макеранец уверяет, что никогда не пустит Чурбанова в ряды организации. Поэтому тот вступил в Союз в Москве.

Директор Свердловской Киностудии Михаил Чурбанов в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня", Москва.
«ЗОЛОТО»

 

2000-е Свердловская киностудия встречала в подвешенном состоянии: с одной стороны, она была полностью «очищена» от всех долгов, с другой – ее производственный фонд безнадежно устарел, содержание студии обходилось в значительную сумму, гигантские павильоны простаивали без дела. Государство киностудии не финансировало, крупные независимые продюсеры собрались в Москве, в регионах кино не нужно было никому. Главной ценностью региональных студий были помещения, которые всюду перестраивались и сдавались в аренду. 

1 / 15
На Свердловской киностудии, 2017

Многие студии были приватизированы и ликвидированы. Свердловской удалось избежать этой участи. Студия не только выжила, но и продолжала выпускать фильмы. Их востребованность – отдельный вопрос. 

В 2007 году на студии произошло знаковое событие – впервые за 27 лет была приобретена новая профессиональная кинокамера Arriflex 435. Плёночная. В то время, как мировая индустрия вовсю переходила на цифру. Первые масштабные фильмы, снятые на цифровые камеры, такие как «Видок», «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов» и «28 дней спустя», появились еще в 2001-2002-м годах. «Никто не подозревал, потому что уделяли мало внимания технологиям, – признаёт директор студии Михаил Чурбанов. – Прошло три-четыре года – и всё». Новая камера пополнила галерею славного прошлого студии. Сегодня она не используется, хотя и числится в каталоге аренды.

Зато с помощью этой камеры сделали «Золото» – самый громкий оригинальный проект студии в новую эпоху. В Екатеринбурге и окрестностях было отснято 27 километров плёнки. Масштабная историческая драма по роману Мамина-Сибиряка с участием Сергея Безрукова, Андрея Мерзликина и Михаила Пореченкова вышла в прокат в феврале 2014-го. В кинотеатрах её посмотрели всего 10 тысяч человек.

После этого студия стала искать новые источники дохода и признания, сосредоточившись на создании фильмов для предприятий, вузов и политических партий. Сейчас под руководством креативного продюсера студии, 28-летней Татьяны Третьяковой студия работает над документальным циклом «Стать чемпионом», рассказывающим об уральских спортсменах. Другой значимый проект студии – полнометражный триллер «Миссия 1.2» режиссёра из Москвы Виталия Минорского.

Креативный кластер SFS

 

Сегодня киностудия называется Sverdlovsk Film Studios или сокращенно SFS и позиционируется как «кинокластер», «центр креативной экономики» и «единственная региональная киностудия, которой управляет молодежная команда».

Свердловская киностудия работает над тем, чтобы собрать вместе «как можно больше молодых и талантливых профессионалов, смелых и ответственных, компетентных и креативных», – утверждает сайт студии.

С 2013 года студия организует Кинохакатон – ежегодный всероссийский форум кинопроизводителей, одним из центральных событий которого является питчинг (презентация) проектов начинающих кинематографистов. В 2017 году на питчинг Свердловской студии пришло около 300 заявок из 40 городов России, Армении, Белоруссии, Украины, Эстонии и США. Их презентации растянулись на 3 дня.

1 / 9
На Свердловской киностудии, 2017

Киностудия предоставляет площадку для участников, но не несет ответственности за их дальнейшую судьбу. В 2015 году проект «Без различия» студии BigBagFilms о рэпере в инвалидном кресле победил на Кинохакатоне и выиграл грант от Свердловской киностудии на производственные услуги на сумму 500 тысяч рублей. Однако так и не получил его. «Это основная проблема – ребята не всегда умеют доводить проекты до конца», – комментирует ситуацию Михаил Чурбанов, ссылаясь на проблемы со сценарием и авторскими правами. На другие условия партнерства студия не пошла, помочь ничем не смогла. Проект развалился.

BigBagFilms – те самые молодые и талантливые профессионалы, которые ищут поддержки. В 2012-м году они основали видеопродакшен, а затем и собственную киношколу. Они снимают рекламу и короткий метр, работают с клиентами из Москвы и из-за рубежа, имеют международные награды, мечтают о большом кино.

 

BigBagFilms арендует офисы и оборудование у Свердловской киностудии. Этим отношения двух студий исчерпываются.

Мы у всех заноза в одном месте. Свердловской киностудии мы не нужны, как и все наши инициативы», – утверждает руководитель BigBagFilms, 31-летний Алексей Стасюк.

«В прошлом году я хотел поддержать участников питчинга Кинохакатона деньгами на условиях соинвестирования, – продолжает Стасюк. – Предлагал 150 тысяч рублей. Авторам нужны деньги, а не только советы и дискуссии. Но нас завернули: «спасибо, сами справимся, нет возможности, все сверстано». Нас даже не пускают на форум как спикеров».

По словам Алексея Стасюка, BigBagFilms много лет пользуется бюро проката Свердловской киностудии, но никаких послаблений для них нет – они платят наравне со всеми: «Лишь однажды нам дали скидку в 10% на съемки социального ролика. Пришлось долго уговаривать, – говорит Стасюк. – В плане бизнеса гораздо лояльнее ренталы Челябинска – мы часто заказываем оборудование там. Бывает, что камеру дешевле взять в аренду в Москве, привезти на самолете и вернуть обратно. Мы так делали».

Исполнитель главной роли в этом ролике-пародии на директора Свердловской киностудии – сценарист и режиссер, драматург и художник, клипмейкер, автор документальных фильмов Андрей Крупин, ученик Николая Коляды, Анджея Вайды и Никиты Михалкова. Он говорит, что Свердловская киностудия ни разу ничем ему не помогла: «Ещё и выселили из офиса, за который я платил им аренду». Теперь он выстраивает отношения с Ялтинской киностудией.

В январе 2017 Крупин и екатеринбуржский художник Александр Гущин нарисовали на здании одного из торговых центров в Анталье портрет погибшего в Анкаре посла РФ в Турции Андрея Карлова и выпустили тематический ролик.

Второй участник пародийного ролика – екатеринбуржец Михаил Пайкин, основатель скандального «Театра на весу». Он разрабатывает направление киноимпровизации и интерактивного кино. По его словам, он подавался на питчинг Кинохакатона «десяток раз», но ни разу не попал в шорт-лист. Один из таких проектов – фильм «Белов» – Пайкин показал в Швейцарии, где, по его словам, работа вызвала интерес: «Они врубились, а наши – нет».

Сейчас Пайкин перебрался в Сочи, где «люди лучше реагируют на новые нестандартные жанры». Вместе со своим новым партнером Юлией Ковалевской он работает над фильмом для подростков «Успеть до лета». По настоянию Юлии проект принял участие в питчинге Кинохакатона – и стал победителем зрительского голосования. В качестве награды авторам обещана «помощь в разработке проекта».

Уралец Василий Сигарев свой путь в кино начинал с малобюджетной авторской драмы "Волчок", награжденной призами "Кинотавра" и европейских фестивалей. Съемки проходили в окрестностях Екатеринбурга, но всю команду и оборудование везли из Москвы. На Свердловской киностудии взяли только кран: «Он нам стоил гигантских денег, к тому же вместе с краном пришлось арендовать на студии специалиста, который в итоге не знал, как с этим краном обращаться», - рассказывает супруга Сигарева, исполнительница главной роли в «Волчке» Яна Троянова.

Мы пробовали поднимать кино в Екатеринбурге, в том числе и со Свердловской киностудией пытались налаживать отношения – но ей это было неинтересно», – утверждает Яна Троянова.

Через некоторое время Сигарев перебрался в Москву. Со студией он больше не связывался. В том числе и когда снимал в Екатеринбурге комедию «Страна ОЗ» с участием Гоши Куценко и Инны Чуриковой, награждённую призами «Кинотавра», премиями «Ника» и «Белый слон».

16 марта 2017 года в прокат выходит первый полнометражный фильм участников еще одного значимого для региона проекта - шоу «Уральские пельмени». Часть действия комедии «Везучий случай» происходит в Екатеринбурге, однако в городе отсняли только виды. Основные съемки проходили в Москве и окрестностях - похожие на екатеринбургские пейзажи продюсеры нашли в Подмосковье, возле Николиной Горы.

Киноиндустрия изменилась, и сегодня ей не нужны гигантские кинофабрики в регионах. Снимать кино здесь не на что, показывать его некому – у кинотеатров и зрителей свои интересы. Среди региональных производителей доказать свою коммерческую состоятельность пока удалось только якутским кинематографистам, которые построили свой успех на микробюджетах и точном знании интересов якутского зрителя – уникальной аудитории.

В Екатеринбурге в новое время получилось реализовать себя на глобальном уровне только Алексею Федорченко. У него свое маленькое производство, он не заинтересован ни в его расширении, ни в массовом привлечении новых кадров. Молодые пробиваются сами, многие уезжают в Москву или другие регионы.

«Если будет объявлена приватизация, здесь все распродадут, ничего не будет», – убежден генеральный директор Михаил Чурбанов.

Но и в нынешнем виде Свердловская киностудия не приносит очевидного результата.

Пройдите опрос, чтобы мы могли сделать сайт лучше
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена