Рейтинг@Mail.ru
Свердловская киностудия сегодня: ни денег, ни любви - РИА Новости, 20.03.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Одна из немногих доживших до наших дней советских кинопроизводственных фабрик – знаменитая Свердловская киностудия – в скором времени может перейти в частные руки. 75% минус одна акция предприятия включены в правительственный план приватизации на 2017-2019 годы. Новейшая история киностудии порой сама напоминает кино – то бандитские сериалы, то офисные триллеры.

На Свердловской киностудии, 2017
Историческое здание Свердловской киностудии, ныне - ТЦ "Сити центр"

Гордость советского послевоенного кинопроизводства, Свердловская киностудия когда-то занимала целый квартал в центре уральской столицы. Там трудилась тысяча человек, и ежегодно выпускались десятки документальных, анимационных и художественных фильмов, которые показывали по всему СССР. «Трембита», «Угрюм-река» и кукольные мультфильмы по сказкам Бажова – всё это часть огромного наследия студии, права на которое теперь принадлежат не ей.

Сегодня в штате студии – несколько десятков человек, в основном административных служащих. Титульное здание на углу улицы Луначарского и проспекта Ленина – бывший Дворец строителей – превратилось в торговый центр. Там, где когда-то были кабинеты, сегодня продают платья. В помещениях студии можно купить туристическую путевку, научиться танцевать, сшить костюм, покрасить брови или ногти, сфотографироваться. С кино все сложнее.

«Первые на Луне»

 

Свердловской киностудии в новое время не повезло. Первый раз – в начале 80-х, когда здесь ввели новый цех обработки пленки. Подходил он только для советских пленок, которые перестали выпускать уже через пять лет. Второй – в начале 90-х, когда у директора киностудии Геннадия Алексеева украли железнодорожный состав с бензином. Как и многие в то время, он параллельно занимался собственным бизнесом, в итоге стоившим ему жизни. Долги повесили на студию, в ее кабинетах засели представители всех уральских бандитских группировок.

Новым директором студии стал Георгий Негашев, заместителем при нём – молодой экономист Алексей Федорченко, известный сегодня по таким фильмам как «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Коронный приём будущего триумфатора фестиваля в Венеции и «Кинотавров» в те времена был таким: в разгар сложных переговоров с очередными бандитами он входил и молча садился на стул позади директора. Действовало безотказно.

На Свердловской киностудии, 2017
Режиссер Алексей Федорченко на Свердловской киностудии.

Вот типичная история того времени, рассказанная Алексеем Федорченко. На создание фильма «На полпути в Париж» легенды студии, режиссера Ярополка Лапшина, Госкино в 1998 году предоставило освобождение от налога на имущество, которое студия «обналичила» путем нескольких товарообменов. Студия получила на выходе банковский вексель, но права на него вскоре предъявили грузинские бандиты в Москве. Переговоры в «Макдональдсе» на Пушкинской заняли несколько часов. В очередной раз перекладывая бумаги, Алексей Федорченко смог незаметно выкрасть вексель – и бросился бежать через переулки. Так студия выживала в 90-е.

1 / 7
На Свердловской киностудии, 2017

Вместе с Федорченко из «Макдональдса» бежал и другой заместитель Негашева – Михаил Чурбанов. В начале 2000-х их дороги разошлись: Чурбанов стал директором Свердловской студии, а Негашев и Федорченко навсегда порвали со студией и ее новым руководителем. Алексей Федорченко закончил дебютный фильм «Первые на Луне», за который получил европейские призы и признание. Это был его первый и последний фильм, снятый на Свердловской киностудии. Вскоре он открыл собственную кинокомпанию. По словам Федорченко, представители Свердловской киностудии ни разу не приглашали его ни на одно из своих мероприятий. 

Государство получает прибыль от аренды – и все довольны. Ему не нужно, чтобы здесь снимали кино. Главное, чтобы не было проблем и шумных кинематографистов», – уверен Федорченко.

С новым руководством студии не поладило и Свердловское отделение Союза кинематографистов. Его председатель Владимир Макеранец уверяет, что никогда не пустит Чурбанова в ряды организации. Поэтому тот вступил в Союз в Москве.

Руководитель департамента по взаимодействию с Индустрией Алена Мареева и директор Свердловской Киностудии Михаил Чурбанов на презентации проектов корпорации Русская Фильм Группа в пресс-центре МИА Россия сегодня
Директор Свердловской Киностудии Михаил Чурбанов в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня", Москва.
«ЗОЛОТО»

 

2000-е Свердловская киностудия встречала в подвешенном состоянии: с одной стороны, она была полностью «очищена» от всех долгов, с другой – ее производственный фонд безнадежно устарел, содержание студии обходилось в значительную сумму, гигантские павильоны простаивали без дела. Государство киностудии не финансировало, крупные независимые продюсеры собрались в Москве, в регионах кино не нужно было никому. Главной ценностью региональных студий были помещения, которые всюду перестраивались и сдавались в аренду. 

1 / 15
На Свердловской киностудии, 2017

Многие студии были приватизированы и ликвидированы. Свердловской удалось избежать этой участи. Студия не только выжила, но и продолжала выпускать фильмы. Их востребованность – отдельный вопрос. 

В 2007 году на студии произошло знаковое событие – впервые за 27 лет была приобретена новая профессиональная кинокамера Arriflex 435. Плёночная. В то время, как мировая индустрия вовсю переходила на цифру. Первые масштабные фильмы, снятые на цифровые камеры, такие как «Видок», «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов» и «28 дней спустя», появились еще в 2001-2002-м годах. «Никто не подозревал, потому что уделяли мало внимания технологиям, – признаёт директор студии Михаил Чурбанов. – Прошло три-четыре года – и всё». Новая камера пополнила галерею славного прошлого студии. Сегодня она не используется, хотя и числится в каталоге аренды.

Зато с помощью этой камеры сделали «Золото» – самый громкий оригинальный проект студии в новую эпоху. В Екатеринбурге и окрестностях было отснято 27 километров плёнки. Масштабная историческая драма по роману Мамина-Сибиряка с участием Сергея Безрукова, Андрея Мерзликина и Михаила Пореченкова вышла в прокат в феврале 2014-го. В кинотеатрах её посмотрели всего 10 тысяч человек.

После этого студия стала искать новые источники дохода и признания, сосредоточившись на создании фильмов для предприятий, вузов и политических партий. Сейчас под руководством креативного продюсера студии, 28-летней Татьяны Третьяковой студия работает над документальным циклом «Стать чемпионом», рассказывающим об уральских спортсменах. Другой значимый проект студии – полнометражный триллер «Миссия 1.2» режиссёра из Москвы Виталия Минорского.

Креативный кластер SFS

 

Сегодня киностудия называется Sverdlovsk Film Studios или сокращенно SFS и позиционируется как «кинокластер», «центр креативной экономики» и «единственная региональная киностудия, которой управляет молодежная команда».

Свердловская киностудия работает над тем, чтобы собрать вместе «как можно больше молодых и талантливых профессионалов, смелых и ответственных, компетентных и креативных», – утверждает сайт студии.

С 2013 года студия организует Кинохакатон – ежегодный всероссийский форум кинопроизводителей, одним из центральных событий которого является питчинг (презентация) проектов начинающих кинематографистов. В 2017 году на питчинг Свердловской студии пришло около 300 заявок из 40 городов России, Армении, Белоруссии, Украины, Эстонии и США. Их презентации растянулись на 3 дня.

1 / 9
На Свердловской киностудии, 2017

Киностудия предоставляет площадку для участников, но не несет ответственности за их дальнейшую судьбу. В 2015 году проект «Без различия» студии BigBagFilms о рэпере в инвалидном кресле победил на Кинохакатоне и выиграл грант от Свердловской киностудии на производственные услуги на сумму 500 тысяч рублей. Однако так и не получил его. «Это основная проблема – ребята не всегда умеют доводить проекты до конца», – комментирует ситуацию Михаил Чурбанов, ссылаясь на проблемы со сценарием и авторскими правами. На другие условия партнерства студия не пошла, помочь ничем не смогла. Проект развалился.

BigBagFilms – те самые молодые и талантливые профессионалы, которые ищут поддержки. В 2012-м году они основали видеопродакшен, а затем и собственную киношколу. Они снимают рекламу и короткий метр, работают с клиентами из Москвы и из-за рубежа, имеют международные награды, мечтают о большом кино.

 

BigBagFilms арендует офисы и оборудование у Свердловской киностудии. Этим отношения двух студий исчерпываются.

Мы у всех заноза в одном месте. Свердловской киностудии мы не нужны, как и все наши инициативы», – утверждает руководитель BigBagFilms, 31-летний Алексей Стасюк.

«В прошлом году я хотел поддержать участников питчинга Кинохакатона деньгами на условиях соинвестирования, – продолжает Стасюк. – Предлагал 150 тысяч рублей. Авторам нужны деньги, а не только советы и дискуссии. Но нас завернули: «спасибо, сами справимся, нет возможности, все сверстано». Нас даже не пускают на форум как спикеров».

По словам Алексея Стасюка, BigBagFilms много лет пользуется бюро проката Свердловской киностудии, но никаких послаблений для них нет – они платят наравне со всеми: «Лишь однажды нам дали скидку в 10% на съемки социального ролика. Пришлось долго уговаривать, – говорит Стасюк. – В плане бизнеса гораздо лояльнее ренталы Челябинска – мы часто заказываем оборудование там. Бывает, что камеру дешевле взять в аренду в Москве, привезти на самолете и вернуть обратно. Мы так делали».

Исполнитель главной роли в этом ролике-пародии на директора Свердловской киностудии – сценарист и режиссер, драматург и художник, клипмейкер, автор документальных фильмов Андрей Крупин, ученик Николая Коляды, Анджея Вайды и Никиты Михалкова. Он говорит, что Свердловская киностудия ни разу ничем ему не помогла: «Ещё и выселили из офиса, за который я платил им аренду». Теперь он выстраивает отношения с Ялтинской киностудией.

В январе 2017 Крупин и екатеринбуржский художник Александр Гущин нарисовали на здании одного из торговых центров в Анталье портрет погибшего в Анкаре посла РФ в Турции Андрея Карлова и выпустили тематический ролик.

Второй участник пародийного ролика – екатеринбуржец Михаил Пайкин, основатель скандального «Театра на весу». Он разрабатывает направление киноимпровизации и интерактивного кино. По его словам, он подавался на питчинг Кинохакатона «десяток раз», но ни разу не попал в шорт-лист. Один из таких проектов – фильм «Белов» – Пайкин показал в Швейцарии, где, по его словам, работа вызвала интерес: «Они врубились, а наши – нет».

Сейчас Пайкин перебрался в Сочи, где «люди лучше реагируют на новые нестандартные жанры». Вместе со своим новым партнером Юлией Ковалевской он работает над фильмом для подростков «Успеть до лета». По настоянию Юлии проект принял участие в питчинге Кинохакатона – и стал победителем зрительского голосования. В качестве награды авторам обещана «помощь в разработке проекта».

Уралец Василий Сигарев свой путь в кино начинал с малобюджетной авторской драмы "Волчок", награжденной призами "Кинотавра" и европейских фестивалей. Съемки проходили в окрестностях Екатеринбурга, но всю команду и оборудование везли из Москвы. На Свердловской киностудии взяли только кран: «Он нам стоил гигантских денег, к тому же вместе с краном пришлось арендовать на студии специалиста, который в итоге не знал, как с этим краном обращаться», - рассказывает супруга Сигарева, исполнительница главной роли в «Волчке» Яна Троянова.

Мы пробовали поднимать кино в Екатеринбурге, в том числе и со Свердловской киностудией пытались налаживать отношения – но ей это было неинтересно», – утверждает Яна Троянова.

Через некоторое время Сигарев перебрался в Москву. Со студией он больше не связывался. В том числе и когда снимал в Екатеринбурге комедию «Страна ОЗ» с участием Гоши Куценко и Инны Чуриковой, награждённую призами «Кинотавра», премиями «Ника» и «Белый слон».

16 марта 2017 года в прокат выходит первый полнометражный фильм участников еще одного значимого для региона проекта - шоу «Уральские пельмени». Часть действия комедии «Везучий случай» происходит в Екатеринбурге, однако в городе отсняли только виды. Основные съемки проходили в Москве и окрестностях - похожие на екатеринбургские пейзажи продюсеры нашли в Подмосковье, возле Николиной Горы.

Киноиндустрия изменилась, и сегодня ей не нужны гигантские кинофабрики в регионах. Снимать кино здесь не на что, показывать его некому – у кинотеатров и зрителей свои интересы. Среди региональных производителей доказать свою коммерческую состоятельность пока удалось только якутским кинематографистам, которые построили свой успех на микробюджетах и точном знании интересов якутского зрителя – уникальной аудитории.

В Екатеринбурге в новое время получилось реализовать себя на глобальном уровне только Алексею Федорченко. У него свое маленькое производство, он не заинтересован ни в его расширении, ни в массовом привлечении новых кадров. Молодые пробиваются сами, многие уезжают в Москву или другие регионы.

«Если будет объявлена приватизация, здесь все распродадут, ничего не будет», – убежден генеральный директор Михаил Чурбанов.

Но и в нынешнем виде Свердловская киностудия не приносит очевидного результата.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала