Сегодня в Музее истории религии учат взаимоотношениям с разными религиозными культурами и организациями. Но были времена, когда и сам музей переживал период непростых отношений с одной из таких организаций – РПЦ.
Более полувека, с 1932 года, музей занимал Казанский собор – одно из красивейших и знаменитых зданий Санкт-Петербурга. Сотрудники уверены, что для собора некогда было удачей то, что там сделали музей.
Согласно сохранившимся документам, с 1929 года памятник архитектуры был бесхозным. И когда научные работники начали обживать здание, выяснилось: подвалы нужно просушивать, а чердаки очищать от голубиного помета – этим и занялись в первую очередь работники созданного музея.
В 1991-м было решено вернуть собор Церкви. Практически сразу музею нашли новое здание – казалось бы, не так далеко, на Почтамтской улице (кстати, неподалеку от обсуждаемого сегодня Исаакия). И все же для сотрудников тот переезд оказался тяжелым, рассказывает заместитель директора по научной работе музея Екатерина Терюкова.
Переезд сказался на музее очень сильно: требовалось привести все в порядок, упаковать, перевезти все экспонаты – а их около 170 тысяч – и все проверить. Нужно было понять, как разместить экспозицию.
"Все годы в Казанском соборе мы имели огромную аудиторию", – признается Терюкова. А после знаменитого здания на центральном проспекте, которое само по себе привлекало посетителей, музей въехал в бывшее жилое помещение. До революции оно принадлежало почтовому ведомству, некогда здесь были расположены жилые квартиры.
Пришлось не просто все переделывать, а менять сознание самих сотрудников. На новом месте в их распоряжении были не огромные площади со сводами, а небольшие компактные залы, в которых радикальную реконструкцию проводить было нельзя.
В течение восьми лет, что длился переезд, музей не делал экспозиций. Фактически выпал из выставочной жизни и общественного внимания, несмотря на то что сотрудники продолжали научную деятельность.
Сотрудники точно знают, что музей – это нейтральное пространство. Здесь не агитируют и не проповедуют, но рассказывают и просвещают.
Екатерина Волкова, заведующая отделом по связям с общественностью, делится своими наблюдениями.
Иногда православному человеку сложно пойти в мечеть: не знаешь даже, как себя правильно вести. А в наш музей могут прийти все. Здесь мы и знакомим людей с разными культурными традициями. Мы проводили дни татарской и буддистской общины, отмечали Пурим, Суккот и Пасху – как католическую, так и православную.
Как ни странно, порой даже религиозные люди не все знают о вере, которой придерживаются. "Далеко не всегда носители культуры знают свои традиции, – продолжает Екатерина Терюкова. Мы как-то проводили лекцию для татарской общины – людей, которые ходят в мечеть. И нам было важно то, с каким интересом они слушали".
Пожалуй, самый необычный и неожиданный опыт работы музея за последний год – экскурсия и мастер-класс для детей из семей мигрантов. Вместе с фондом "Дети Петербурга" сотрудники провели несколько занятий для ребят, которые не ходят в школу, да и русский язык зачастую почти не знают.
В группе были школьники от 7 до 13 лет. Большинство из них, в принципе, впервые пришли в музей. После экскурсии детям организовали мастер-класс: они делали оттиск страницы Корана.
"Свои работы дети с удовольствием забрали домой, – рассказывает Екатерина Волкова. – Многие впервые в жизни получили деньги на карманные расходы, учились их тратить – например, покупать сладости и воду в автомате".
После первого удачного опыта провели еще одно занятие. Но главная проблема таких групп в том, что дети не посещают занятия регулярно.Во второй раз экскурсию посвятили буддизму – ребята были уже другие. Так же, как и в первый раз, слушали и участвовали в мастер-классе с интересом, говорят сотрудники музея. Однако с собой поделки уже не забрали.
Музей истории религии, возможно, не так популярен среди туристов, как знаменитые художественные собрания и роскошные дворцы Санкт-Петербурга. Но человек, попавший сюда впервые, наверняка увидит не только огромное и интересное собрание.
Нынешняя экспозиция, открытая в 2012 году, в полной мере рассказывает о верованиях разных народов и территорий. Сами помещения на новом месте – нейтральные бывшие квартиры – предоставили свободу творчества.
Сегодня, спустя четверть века после переезда из Казанского собора, становится понятно, что музей, скорее, выиграл, нежели проиграл.