Анна Михайлова, МИА "Россия сегодня"
Известный японский бренд повседневной одежды Uniqlo начинает торговать современным искусством по доступной цене. С 20 января в двух магазинах марки в Нью-Йорке появятся произведения модных зарубежных художников. Стоить они будут не больше 100 долларов.
За эту символическую сумму покупатели смогут приобрести шнурки от Кена Кагами, разделочную доску с инструкцией "как правильно плакать" от Старли Кина или скотч с иллюстрациями Таданори Ёкоо.
Проект под названием "Искусство для всех" придумал куратор, арт-дилер и бывший директор Музея современного искусства Лос-Анджелеса Джеффри Дейч. Впрочем, опыт Uniqlo – не единственный пример коллабораций современных художников и модных домов.
Русские авангардисты
Первые успешные опыты художников в индустрии моды относятся к началу ХХ века, когда Казимир Малевич представил миру беспредметную живопись – супрематизм. Русские авангардисты моментально оценили декоративный потенциал нового художественного стиля. Его начали использовать в качестве текстильного орнамента, рисунков на платьях, платках, сумках.
Малевич и сам разрабатывал модели супрематических нарядов, которые должны были соответствовать потребностям граждан нового советского государства. Идею подхватили конструктивисты. Одна из ярких представительниц этого направления авангарда, Варвара Степанова в1924 году вместе с соратницей Любовью Поповой разработала эскизы для Первой ситценабивной фабрики.
Вскоре конструктивистские ткани с геометрическими рисунками и советской символикой носила вся Москва, а художники занялись созданием новой униформы для трудящихся, так называемой прозодежды. Главным принципом служила функциональность костюма – кафтан из владимирских полотенец, платье из головного платка, пальто из солдатского сукна.
Жан Кокто и Сальвадор Дали
На Западе первопроходцем в привлечении художников к созданию одежды стала парижский модельер Эльза Скиапарелли. В 1930 годы, когда Францию охватило увлечение сюрреализмом, дизайнер начала активно сотрудничать с его представителями.
Драматург, поэт и кинорежиссер Жан Кокто придумывал для Эльзы мотивы вышивок, а художник Сальвадор Дали создавал причудливые шляпки, костюмы и эпатажные флаконы для духов. Один из самых ярких результатов этого сотрудничества – знаменитый рисунок на ткани, изображающий вырванные с мясом куски кожи.
Пит Мондриан
Творческий тандем французского модельера Ив Сен Лорана и голландского абстракциониста Пита Мондриана, как ни парадоксально, образовался через 20 лет после смерти последнего. В 1965 году модный дом Yves Saint Laurent создал коллекцию платьев "Мондриан", которая на долгие годы стала символом марки.
Простого кроя, без рукавов, воротников и драпировок – эти мини-платья покорили мир высокой моды. Их носили Грейс Келли и Катрин Денёв. Коллекция попала на обложку Vogue и даже в мультсериал "Симпсоны".
Впоследствии принт "Мондриан" неоднократно тиражировали – от дизайнеров украшений и наручных часов до производителей кондитерских изделий. Сегодня оригинальные платья хранятся в амстердамском Рейксмюсеум, в Музее Альберта и Виктории в Лондоне и нью-йоркском Метрополитене.
Такаши Мураками
Начиная с конца 1990 годов рекордсменом по коллаборациям стал модный дом Louis Vuitton. За 16 лет работы в качестве креативного директора марки дизайнера Марка Джейкобса, культовые коричневые сумки украшали орнаменты ведущих современных художников – от Стивена Спрауза до Йеи Кусамы.
Дольше всего Джейкобс работал с японским художником и скульптором Такаши Мураками. В 2002 году тот создал для Louis Vuitton лимитированную коллекцию сумок Multicolor Monogram, за которыми охотились модницы по всему миру.
За следующие 13 лет Мураками разрабатывал для бренда рекламные ролики, оформлял бутики и, конечно, декорировал сумки, которые, несмотря на мультяшные принты, неизменно пользовались популярностью у самых изысканных покупательниц. К сожалению, с уходом Джейкобса работа модного дома с японским художником прекратилось.
Дэмиан Хёрст
С легкой руки художника произведением искусства может стать не только люксовая сумка, но и повседневные предметы одежды. Правда и на цене это отражается самым существенным образом.
В 2008 году один из самых дорогих художников в мире Дэмиан Хёрст разработал дизайн для восьми пар джинсов фирмы Levi's. Будучи большим поклонником этой марки, Хёрст украсил знаменитые штаны своими любимыми живописными темами: черепами, психоделическими разводами и тропическими бабочками.
Джинсы выпустили ограниченным тиражом и продавали 27 тысяч долларов за пару. Поистине штучный товар, который, впрочем, раскупался.
Заха Хадид
Не только художники, но и архитекторы успешно покоряют мир моды. В 2013 году мастер конструктивизма Заха Хадид выпустила первый совместный проект с английской обувной маркой United Nude.
Туфли Nova Shoes, выполненные методом ручной формовки из хромированного резинового винила, поразили модниц скрытой платформой и каблуком из стекловолокна.
Незадолго до скоропостижной кончины Хадид снова приняла участие совместном проекте United Nude с известными архитекторами. На этот раз туфли Хадид в стиле хайтек были напечатаны на 3D-принтере.
Марк Куинн
Один из последних удачных примеров сотрудничества художников и фэшн-гигантов – специальная арт-коллекция сумок Dior, представленная в рамках выставки современного искусства Art Basel в ноябре 2016 года.
Французский модный дом привлек к её созданию целый десант американских и британских художников: Яна Девенпорта, Мэта Колишо, Дэниэла Гордона, Криса Мартина, Мэтью Портера, Джейсона Мартина и Марка Куинна.
Работы последнего пришлись особенно по душе покупательницам. Яркие и немного пугающие гипер-реалистичные принты лондонского художника и скульптора украсили популярную модель сумочек Lady Dior.