25 ноября исполняется 85 лет со дня рождения актрисы, народной артистки СССР Нонны Мордюковой. "Наше нынешнее искусство не для таких, как я. Вот наши бабы, которых я играю, — это мой кислород, моя жизнь, я без этого не могу", - как-то раз сказала актриса.
Школьная мечта
Нонна (настоящее имя Ноябрина) Викторовна родилась 25 ноября 1925 года в станице Константиновской Донецкой области (Украина). Детские годы будущей артистки прошли на Кубани, где ее мать Ирина Петровна была председателем колхоза. Как лучшего председателя Ирину Петровну всегда направляли в отстающие колхозы, несмотря на то, что детей у нее было много. Как только она получала переходящее Красное знамя, семья снова собирала пожитки и ехала дальше. "Моя мать была колхозницей, но человеком искусства. Я вся в нее", - говорила Нонна Викторовна.
"Еще учась в школе, я заразилась мечтой пойти туда, где делают волшебные произведения — кинофильмы. Как-то, стоя за билетами в кино, я увидела афишу фильма "Богдан Хмельницкий". Вижу, главного героя играет Николай Мордвинов. Вечером я уже сидела под керосиновой лампой и писала ему письмо", - вспоминала актриса.
После окончания войны Нонна Мордюкова в товарном вагоне отправилась в Москву, поступать на актерский факультет ВГИКа. К вступительным экзаменам была не готова: не знала, что нужно читать стихи, басни, но этого и не потребовалось: на приемную комиссию произвели впечатление рассказы о людях, о кубанских женщинах, о своем деде.
Телогрейка вместо платья
Наставники видели в ней героиню греческих трагедий и масштаб Анны Карениной. Но Мордюкова чувствовала себя увереннее на сцене в телогрейке и сапогах: "Когда мой педагог Борис Бибиков решил меня "переломить" - чтобы я сыграла Анну Каренину или что-то из иностранной классики, - ничего у него не вышло. Я надела это роскошное платье задом наперед, застегнула спереди все семьдесят пуговиц, тут же наступила на подол и порвала". Потому еще в студенческие годы за актрисой стало закрепляться амплуа "простой русской женщины". "Я играю одну роль всю жизнь - моя героиня просто попадает в разные предлагаемые обстоятельства. А героиня моя - это народ, с большой буквы. Не Анна же Каренина...", - так понимала свое актерское предназначение артистка.
Первой работой, которая сразу принесла Мордюковой официальное признание и всенародную любовь, была роль Ульяны Громовой – героини краснодонского подполья в фильме Сергея Герасимова "Молодая гвардия".
После окончания ВГИКа в 1950 году Мордюкова стала актрисой Театра-студии киноактера. А в кино после "Молодой гвардии" она еще долго не снималась: "Мы настолько натурально сыграли молодогвардейцев, что нам еще долго объясняли этим причины отказов".
Мордюкова всегда мечтала сыграть Аксинью в "Тихом Доне", тем более, эта роль была ее дипломной работой, за которую педагог Герасимов поставил ей "отлично". Но режиссер отдал предпочтение Элине Быстрицкой. Мордюкова так переживала из-за этого, что, по сообщениям СМИ, чуть не покончила с собой.
Артистка "из прежних"
Эпизодическая роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме "Возвращение Василия Бортникова" (1952) вернула актрису в кинематограф. Успех же пришел к ней с выходом в 1955 году на экраны страны фильма Михаила Швейцера "Чужая родня", в котором она исполнила роль Стеши Ряшкиной. Последующие работы в кино выдвинули Нонну Мордюкову в число лучших актрис советского кинематографа. Стала определяться и актерская "поступь" артистки - поступь простой и сильной женщины с трудной судьбой. Актриса создала запоминающиеся образы в фильмах "Простая история", "Журавушка", "Комиссар", "Русское поле", "Трясина", "Родня".
В1998 году выходит фильм режиссера Дениса Евстигнеева "Мама", в котором Нонна Мордюкова исполнила главную роль, сделанную специально "под нее": "Сейчас кино - не кино, если по асфальту мозги не текут и никого не насилуют на крупном плане, - сказала актриса на пресс-конференции, посвященной выходу в свет "Мамы". - А эта картина из тех, из прежних. Там есть семейная любовь". Но все-таки главная роль матери в картине Евстигнеева была разочарованием и для Мордюковой: ей хотелось ролей, где в нее влюбляются, добиваются ее расположения. Играть "бабулек" она не хотела.
Настоящее, "прежнее" кино для Мордюковой закончилось в 1982 году, после "Родни" Никиты Михалкова. Актриса играла в этом фильме на грани гротеска: неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и заполошный крик героини Марии Коноваловой, порой приводил зрителя в недоумение и раздражение. Но за поступками этой деревенской бабы, в самом ее смешном и горестном несовпадении с современностью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с ее актерским багажом, естественностью и природностью, все очевиднее вступавшими в конфронтацию с современностью. Неспроста после "Родни" ее приглашали лишь на случайные, эпизодические роли: режиссеры звали актрису "прийти и привнести" нечто свое в картины, где для нее не было реального сценарного материала.
"Несносный характер"
Но характер гордой казачки не позволял сниматься в скверных картинах: "Отчего это многие режиссеры распускают слух, что у меня несносный характер? Разве сказать режиссеру, что сценарий дрянь - это несносный характер? Или в сердцах слегка заехать режиссеру на съемочной площадке в челюсть - тоже несносный характер?". На съемках "Родни" режиссер Никита Михалков попробовал с ней вести себя авторитарно. За что получил синяк на скуле и лишился двух пуговиц на рубашке. "Но он тоже хорош - нашел кого пытаться прижать к ногтю. Вечером пришел в гостиничный номер с бутылкой коньяку - мириться. Конечно же, помирились".
Образы ее героинь смешиваются с жизнью и перипетиями самой Нонны Викторовны: "У меня национальные струны тугие оттого, что мне судьбой было предназначено срастись с горем окружающих меня женщин, срастись с их характерами, умением работать до десятого пота, веселиться, песню завести такую, что проберет всех до слез".
Нонна Викторовна в последнее время тяжело болела. Но продолжала работать, пока могла. Узнав о тяжелой болезни Мордюковой, простые люди от всего сердца сопереживали ей. "Это правда, ко мне простые люди всегда хорошо относились. И раньше, когда ездили на встречи со зрителями, другие артисты даже обижались - меня такими овациями встречали", - говорила артистка.
Кинематограф в лице Мордюковой обрел подлинно народную актрису – по своим корням, по жизненному опыту, по духу и мироощущению. Сама повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием.
Нонна Викторовна умерла после тяжелой болезни 6 июля 2008 года на 83-году жизни. Британская энциклопедия кино "Кто есть кто" ("Who is who") включила Нонну Мордюкову в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.
Посмотрите, как проходило прощание с актрисой »
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников