Островский - композитор, который убаюкивал всех советских малышей

Композитору Аркадию Островскому сегодня исполнилось бы 95 лет. Он ушел из жизни более 40 лет назад, но его песни слушают до сих пор. Это Аркадий Островский написал музыку к песне "Спят усталые игрушки", с которой каждый вечер начинается передача "Спокойной ночи, малыши".

Композитору Аркадию Островскому сегодня исполнилось бы 95 лет. Он ушел из жизни более 40 лет назад, но его песни слушают до сих пор. Это Аркадий Островский написал музыку к песне "Спят усталые игрушки", с которой каждый вечер начинается передача "Спокойной ночи, малыши". Это ему принадлежит музыка к песням "Пусть всегда будет солнце", "А у нас во дворе", "Голос Земли", "Песня остается с человеком", "Комсомольцы - беспокойные сердца" и т. д.

Аркадий Островский родился в Сызрани 25 февраля 1914 года. Его отец был мастером музыкальных инструментов. С семи лет мальчик с абсолютным слухом и хорошей музыкальной памятью начал брать частные уроки фортепиано.

В 1927 году семья Островского переехала в Ленинград, там будущий композитор начал работать на заводе "Электроприбор" и параллельно учиться в Центральном музыкальном техникуме. Наставниками Островского в музыке стали замечательные пианист и теоретик Иван Белоземцев и органист Исай Браудо. В училище Островский прославился музыкальными импровизациями и инструментальной обработкой самых разных произведений - от классики до джаза.

Талантливого молодого человека заметил директор джазового оркестра Леонида Утесова Лазарь Рахлин, и в 1940 году Островский был зачислен в штат легендарного коллектива аккордеонистом и пианистом. Вместе с утесовским оркестром Островский выступал в годы Великой Отечественной войны на кораблях, в авиационных частях, в цехах оборонных заводов.

По воспоминаниям сына Аркадия Островского, джаз Утесова стал для него "его университетами, его консерваторией". В оркестре он начал пробовать себя в инструментальной фантазии, писал инструментальные миниатюры и обрабатывал популярные мелодии из оперетт. В те годы состоялись и первые композиторские работы - песня-плакат "Гадам нет пощады" и фантазия для трубы с оркестром (1942), фантазия "Салют" (1943), фантазия на темы военных песен и песни (1945) - "Я демобилизованный", "Сторонка родная". В 1947 году с песней "Комсомольцы - беспокойные сердца" Островского приняли в Союз композиторов. Он покинул оркестр, началась его самостоятельная композиторская жизнь.

Композиторский облик Островского складывается к середине 50-х годов, пишет портал ruscircus.ru. Наряду с гражданскими песнями - "Комсомольцами…", "Красной гвоздикой", "Зорями московскими" - с каждым годом растет количество лирики.

Лучшие песни появляются в 1960-е годы: "Песня остается с человеком", "Голос Земли", цикл "Песни нашего двора" ("А у нас во дворе", "И опять во дворе", "Я тебя подожду"). В это же время Островский пишет песни для детей "Пусть всегда будет солнце", "Спят усталые игрушки". Также полюбились песни "Старый парк", "Мальчишки", "Город спит", "Голос земли", "Песня любви", "Атомный век", "Лунный камень", "Круги на воде", "Детство ушло вдаль", "Как провожают пароходы".

Песни Островского исполняли такие певцы, как Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха, Олег Анофриев, Борис Кузнецов и Лев Полосин и т. д.

Островский не сомневался в том, что сердце песни - это мелодия. Но и словам он придавал большое значение, подчеркивая, что музыка и стихи должны гармонировать друг с другом. Он работал с такими замечательными поэтами, как Лев Ошанин, Игорь Шаферан, Сергей Островой, Константин Ваншенкин, Марк Лисянский; работал с Михаилом Таничем, Инной Кашежевой.

В блокноте журналистки Валентины Терской, статью которой публикует "Алеф", сохранилась запись таких слов композитора: "Мы хотим, чтобы пели только хорошие песни. Каждый - и композитор, и поэт, и исполнитель - должен сознавать и чувствовать свою ответственность за то, чтобы слушатели знали и любили песню, чтобы в огромном песенном потоке они умели отличить хорошее произведение от плохого".

Он был музыкантом от бога, отмечает сын композитора, известный ученый, академик Михаил Островский в интервью радио "Маяк": "…Он играл в маленьких оркестрах, дирижировал танцами, он даже с моей мамой познакомился, когда дирижировал, - она была эстрадной танцовщицей. И таким веселым, нормальным, не надувающим щек человеком он остался до конца своих дней".

Советский композитор Аркадий Островский скончался 18 сентября 1967 года. Это произошло в Сочи, куда он приехал на фестиваль "Красная гвоздика". А дома в Москве на рояле остались недописанные ноты.

"…В конце стремительного, как с откоса, пути - философское сочинение - карандашная строчка нот, оставшаяся дома в Москве на пюпитре рояля, - рассказывает сын советского композитора. - Они ожили, зазвучали, эти ноты, когда отца уже не было. И они оказались Реквиемом! Лев Ошанин дописал слова: Двадцать лет пройдет,/ Сорок лет пройдет,/ Время все быстрей/ Движется вперед… и родилась совсем последняя песня отца - "Время".

Песни Аркадия Островского

"Сторонка родная"

Слова песни принадлежат Сергею Михалкову. Музыку на них сочинили сразу несколько композиторов, в том числе Александров и Дунаевский. Однако самое большое распространение получила песня Аркадия Островского. Своим успехом и популярностью в народе она в немалой степени также обязана и первому ее исполнителю - Леониду Утесову.

"…Первая популярная песня, которую он сочинил и которая стала исполняться, была "Сторонка родная", которая была написана в последние месяцы войны, а закончена уже после 9 Мая, после победы", - вспоминает сын знаменитого советского композитора.

"Спят усталые игрушки"

Аркадием Островским было написано много песен для детей. Одна из наиболее известных песен для детей. Любимая колыбельная многих поколений детей "Спят усталые игрушки" звучит в заставке передачи "Спокойной ночи, малыши". Автор слов - Зоя Петрова. Эту песню перед сном малышам пел сначала актер Олег Анофриев, затем его сменил голос певицы Валентины Толкуновой.

"Наверное, эта доброта, и жизнелюбие позволили ему находить столь легко взаимопонимание и с детьми. Чрезвычайно показательно, что и в этой сфере им созданы не однодневки. И какое детское сердце не замирает, когда в вечерний час с телеэкранов раздается обязательная, хорошо знакомая людям всех возрастов песня "Спят усталые игрушки", - цитирует слова композитора, народного артиста СССР Тихона Хренникова сайт Детской музыкальной школы им. Аркадия Островского.

"Солнечный круг"

"Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!" - кому из рожденных в СССР не знакомы эти слова из песни Аркадия Островского на слова Льва Ошанина.

Кстати, не все строчки их этого стихотворения принадлежат поэту. Самое известное четверостишие песни было опубликовано еще в 1928 году в журнале "Родной язык и литература в трудовой школе". В статье исследовательницы детской психологии К. Спасской, где приводились строчки, сочиненные маленьким Костей Баранниковым, которому только что объяснили, что значит слово "всегда", сообщает eTV.

Позже эти стихи были включены Корнеем Чуковским в знаменитую книгу "От двух до пяти". А в 1961 году четверостишие попалось на глаза художнику Николаю Чарухину, и он выпустил плакат "Пусть всегда будет солнце…" В 1962 этот плакат увидел Лев Ошанин и использовал четверостишие в словах для песни.

В том же году песня была исполнена Тамарой Миансаровой. Песня победила на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962-м и получила первую премию в 1963 году на фестивале в Сопоте. В 1967 году эту песню запаяли в капсулу и опустили на дно Черного моря в районе Суджукского маяка, адресуя ее потомкам, чтобы они подняли и вскрыли ее в 2017 году.

В 1964 году Бьорн Ульвеус, будущий участник группы ABBA, в составе группы The Hootenanny Singers записал песню Gabrielle. Любой житель Российской Федерации старше тридцати безошибочно узнает в ней главный детский гимн СССР "Пусть всегда будет солнце", пишет "Коммерсант".

"А у нас во дворе"

В 60-е годы композитором были написаны "Дворовые циклы". Первый цикл включал в себя песню"А у нас во дворе", которую россияне помнят до сих пор. Слова также принадлежат Льву Ошанину, исполнял и до сих пор исполняет песню Иосиф Кобзон.

По словам композитора, песни из "дворовых циклов" появились под прямым влиянием итальянских неореалистических фильмов. "Песни нашего двора" - это рассказы о первой юношеской любви. "Фон" этих новелл - Двор, в котором бесконечно крутится пластинка, старики, стучащие костяшками домино, простые рабочие люди, обыденная жизнь, чувства простых людей. Наигрыши баяна и гитары.

"Песня остается с человеком"

Эту песню исполняли и Эдита Пьеха, и Иосиф Кобзон, и Лев Лещенко. Долгое время она оставалась гимном советской, а затем и российской эстрады.

"Было время, когда на каждом шагу можно было услышать его мелодию: Только песня остается с человеком, Песня - лучший друг твой навсегда, - вспоминал композитор, народный артист СССР Андрей Петров. - Но с нами остались не только его песни. С нами навсегда остался чудесный человек, создатель этой песни и других замечательных песен - Аркадий Ильич Островский".

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Культура
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена