Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.
Телеканал ТВЦ приступил к показу уникального анимационного мега проекта «История государства Российского». На основе многотомного труда историка Николая Карамзина снимается 500-серийный анимационный фильм. Каждая серия длится ровно 4 минуты и посвящена одной исторической теме. Первые сюжеты уже начали выходить на экраны: в будние дни - четыре раза в день, а в воскресение - единым 20-минутным итоговым блоком.
Это уже не первый подобный проект телеканала ТВЦ, показанный публике.
В прошлом году на телеканале с успехом прошел анимационный фильм «Битва за Москву». Были показаны 65 мини-серий, которые рассказали о том, как проходили бои за Москву в трагическом 1941 году. Яркое трехмерное зрелище наглядно продемонстрировало противостояние между наступающими войсками фашисткой Германии и обороной столицы.
Новый проект ТВЦ развивает линию канала по созданию наглядных живых картинок, а исполнителем беспрецедентного заказа стала прежняя команда: студия Star Media из Киева, продюсер проекта Влад Ряшин, руководитель проекта - Валерий Бабич. Кроме «Битвы за Москву» на их счету «История Великой Отечественной войны» (25 серий), «История Киева» (10 серий), «История футбола» (20 серий) и др.
Посмотрев несколько первых серий, я выбрал для анализа ту, которую увидел последней - тринадцатую. В ней за четыре минуты авторы попытались кратко рассказать историю Болгарского царства на Волге, из которого позднее возник современный Татарстан и его столица город Казань.
Увы, на мой взгляд, слишком тороплив и незамысловат рассказ о событиях, которые охватывают почти 500 лет. Несколько скучноватых картинок с маленькими армиями на лошадках, трехмерные реконструкции древних поселений, передвижение стрел по географической карте - все это не дает решительно никакого образного представления ни о картине событий, ни об их сути. Перед нами род компьютерной игры для «геймеров» (фанатов компьютерных игр), только сделан он крайне бедно и не выдерживает конкуренции с современными компьютерными фантазиями.
Другие сюжеты, увы, тоже грешат упрощенным подходом к истории.
Для кого предназначен сериал? Если для взрослых неучей, то он слишком краток. Если для подростков, то визуальный язык сериала слишком скуп и пресен. Исторический проект национального масштаба, безусловно, требует другого уровня компьютерной графики.
Авторы переписали Карамзина популярным языком. Что ж, наверное, это правильно. Ведь Карамзин создавал свой труд в первую очередь для знатоков, для историков. Его многотомная эпопея полна скрытой полемики с другими концепциями. Но!
Но, избежав опасности все усложнить, авторы сериала впали в грех простоты.
Есть одна философская притча об ученике садовника. Садовник вручил ученику садовые ножницы для стрижки кустарника и велел подравнять куст лавра, который разросся. Надо было восстановить утерянную форму шара. Ученик усердно принялся за стрижку, и после часовой возни, наконец, показал свой труд учителю.
- Да, - сказал старик, - шар я вижу, но где же лавр?
Нечто подобное случилось и с авторами сериала.
Упрощенный комментарий, в сочетании с упрощенным видеорядом в сумме дал нечто вроде комикса. Из увиденного сюжета, зрителю стало понятно только лишь то, что волжские болгары создали Казань. Между тем главный вывод истории волжских болгар у самого Карамзина другой. А именно: благополучное существование (на протяжении 1000 лет) татарского анклава вокруг Казани - итог веротерпимости русских, пример гармоничности существования многоконфессиональной монархии.
Серию я вижу, но где же Карамзин?
Одним словом, сериал «История государства Российского» должен соединить выразительность современной анимации с мудрой афористичностью Карамзина, время для этого еще есть: съемки новых серий идут полным ходом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции