Максим Соколов, для РИА Новости
То, что деятели современного искусства своих не сдают, вполне нормально. Интернациональная корпоративная солидарность. То, что Макрон, приехавший в Россию наводить мосты, прислушался при этом к голосу интеллектуальной элиты, нормально тоже. Сорок лет назад вожди Запада, посещавшие СССР, таким же образом предстательствовали за диссидентов, так что Макрон действует вполне в русле традиции.
С нынешними подзащитными сложнее. Серебренникову инкриминируют неаккуратное обращение с казенными субсидиями. Сенцову и вовсе — террористическое покушение. За такие дела не гладят по головке даже и в стране свободы, равенства и братства. Просто сказать: "Человек имеет право — и баста" тут не получается.
Особенно это относится к режиссеру, осужденному за террористические приготовления на территории Крыма, который выступил с заявлением: "Я, Сенцов Олег, гражданин Украины, незаконно осужденный российским судом, объявил бессрочную голодовку с 14 мая 2018 года. Единственным условием ее прекращения является освобождение всех украинских политзаключенных, которые находятся на территории РФ. Вместе и до конца! Слава Украине!"
Есть и более серьезные прецеденты. Итальянский патриций, культурный деятель, глава и поныне известного крупного издательского дома Джанджакомо Фельтринелли, проникшись радикальной левой идеологией (в Италии это было время "Красных бригад"), создал Группу партизанского действия и 14 марта 1972 года, пытаясь подорвать опору ЛЭП в Ломбардии, подорвался сам. Так что само по себе занятие культурой еще ничего не гарантирует.
Ситуация достаточно запутанная. Можно призвать к тщательной перепроверке всех обстоятельств дела, можно, исходя из рекомендации кокетливой Екатерины, считать, что лучше отпустить 99 виновных, чем покарать одного невинного, а можно и вспомнить, что вора отпустить — добрых погубить.
а) в рамках общего перемирия между враждующими сторонами, включающего в себя размен пленными, — никаких признаков такого перемирия не наблюдается;
б) уступки перед массовой революционной волной (к примеру, по Манифесту 17 октября 1905 года) — к нынешней российской ситуации тоже явно не подходит;
в) в случае мегатеракта и угрозы жизни невинных заложников — например, после захвата родильного дома в Буденновске в 1995 году и "Шамиль Басаев, говорите громче" (правда, такие переговоры с террористами обыкновенно влекут за собой новые теракты), но при любом раскладе голодовка режиссера и мегатеракт — это разные вещи.
В данном случае бескомпромиссность режиссера служит весьма плохую службу тем, кто даже бы и хотел облегчить его участь.