Иван Данилов, автор блога Crimson Alter
Американское агентство Блумберг составило традиционный новогодний "гид пессимиста" с прогнозами на ближайшее десятилетие. По оценкам заокеанских экспертов, России предстоит пройти через жесточайший экономический кризис, Владимир Путин уйдет в отставку, нефть будет стоить 10 долларов за баррель и само существование нашей страны как единого государства окажется под сомнением.
Прогноз наделал много шума в СМИ и соцсетях, вызвав очередной вал ехидных комментариев о том, что нефтяная зависимость неизбежно погубит Россию. Однако если взглянуть на историю апокалиптических прогнозов такого рода, то возникают обоснованные сомнения в вероятности подобного сценария.
В кратком и огрубленном изложении "прогноз пессимиста" от агентства Блумберг предполагает следующий сценарий: вследствие радикального улучшения технологий производства и эксплуатации электромобилей весь мир отказывается от использования двигателей внутреннего сгорания, что, в свою очередь, приводит к резкому падению цен на нефть. ОПЕК старается бороться с падением цен, но самораспускается после того, как нефть начинает продаваться по 10 долларов за баррель. Аналитики агентства предсказывают, что в этих условиях Владимир Путин уйдет с поста президента и будет пытаться управлять Россией с помощью "марионетки" в лице Эльвиры Набиуллиной, а потом и вовсе исчезнет из политической жизни. К 2028 году предполагается, что экономика России придет в ужасный упадок, а федеральный центр будет едва удерживать страну от распада.
В этом контексте нельзя не вспомнить самый известный апокалиптический прогноз о судьбе нашей страны. В 2005 году американская компания "Стратфор", более известная как "гражданское ЦРУ", опубликовала свой знаменитый прогноз на 2005-2015 годы, в котором утверждалось, что России предстоит "серия политических неудач, возможно, включая потерю территорий, например, на Кавказе. Или даже — Россия перенесет дезинтеграцию до той точки, где Москва будет иметь только номинальный контроль над некоторыми регионами, которые провозгласят независимость. Это произойдет в течение следующего десятилетия." Следует отдать должное нашим заокеанским оппонентам — в том смысле, что они очень старались добиться реализации именно этого сценария. Надо отметить, что в прогнозе фигурировали реальные риски: сепаратизм, агрессивные действия со стороны соседних государств, структурные экономические проблемы и слабость системы государственного управления, которая в 2005-м еще не оправилась от хаоса и шока 1990-х. Сейчас нам предлагают поверить, что страну, с которой ничего не смогли сделать ЦРУ и НАТО, поставит на колени "продвинутый аккумулятор" и массовый переход на электромобили, который обвалит цены на нефть.
Даже если предположить, что сценарий появления сверхдешевых электромобилей станет реальностью, его последствия будут совсем не теми, о которых предупреждают американские эксперты. Начнем с того, что сейчас электромобили занимают микроскопический объем рынка и, следовательно, не влияют на ценообразование электроэнергии. При попытке пересадить на электромобили хотя бы четверть или половину пользователей автотранспорта потребление электроэнергии резко увеличится, что приведет к резкому повышению ее цены.
Удовлетворить повышенную потребность в электрогенерации, например, в странах Евросоюза можно будет только за счет использования природного газа, мазута или атомной энергетики, что приведет к серьезному росту продаж "Газпрома", "Роснефти" или "Росатома".
Так называемая зеленая энергетика не сможет даже близко покрыть необходимый рост генерации хотя бы в силу непредсказуемости уровня производства электроэнергии (ветер не всегда дует, солнце не всегда светит) и в силу того, что вся зеленая энергетика в Евросоюзе является глубоко и планово убыточной, причем убытки энергетических компаний покрываются за счет государственных субсидий и повышенных цен на электроэнергию для конечных потребителей. Попытка масштабирования этой схемы просто обанкротит государство, которое попытается ее предпринять.
Парадоксально, но, чем популярнее будут становиться электромобили, тем дороже станет их использование.
Показательно, что сторонники теории "электромобильного апокалипсиса" зачастую предполагают, что в будущем персональных автомобилей не будет в принципе и все станут пользоваться сервисами каршеринга или услугами таких компаний, как Uber, которые якобы смогут максимально эффективно использовать экономичность электромобилей. Практика показывает, что как раз с эффективностью в этой сфере все очень плохо. Компания "Тесла", которая, с точки зрения западных аналитиков, является лидирующим игроком в данном сегменте и от которой ожидают технологических прорывов, демонстрирует систематическую неспособность зарабатывать деньги. В третьем квартале 2017 года "Тесла" получила рекордный убыток в 619 миллионов долларов. Компания Uber, чьи услуги якобы должны обеспечить массовый отказ от личных автомобилей, тоже испытывает сложности с доходностью: в третьем квартале 2017-го она получила рекордный убыток в 1,46 миллиарда долларов. Получается, что те самые игроки глобального рынка автомобилей и транспортных услуг, от которых ожидают революции и создания условий для обвала цен на нефть, сами живут в долг, а любое масштабирование их бизнес-моделей представляется проблематичным или даже невозможным.