Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, для РИА Новости
Многолетний американо-турецкий роман перешел от симбиоза к стадии конфликтов и скандалов. Всему виной гной в местах разрыва интересов и метастазы от попытки США хирургически не допустить ухода партнера.
Неправильный заложник
Однако 4 сентября турецкие власти пересекли красную линию. Они арестовали сотрудника американского консульства в Стамбуле Метина Топуза. Его обвиняют в "нарушении конституции" и "попытке сместить правительство Турецкой Республики". Кроме того, распространяются слухи о задержании еще одного сотрудника американского консульства (на момент сдачи статьи министр юстиции Турции Абдулхамид Гюль опроверг эту информацию).
Вашингтон пытался добиться выдачи своего сотрудника, а когда это не получилось, взялся за свой любимый инструмент — санкции. Восьмого октября США приостановили выдачу неиммиграционных виз во всех дипмиссиях на территории Турции. "Последние события вынудили правительство Соединенных Штатов пересмотреть свое отношение к обязательствам Турции по обеспечению безопасности американской дипмиссии и ее сотрудников", — пояснило свои действия американское посольство в Турции.
Пока США решают вопрос о пересмотре, рынки уже реагируют. Турецко-американский дипломатический скандал привел к обрушению лиры на несколько процентов, а акций Turkish Airlines — на восемь процентных пунктов. Эксперты ожидают дальнейшей эскалации конфликта по спирали, некоторые даже говорят о грядущем "разводе" между странами. Но состоится ли он?
Гноя много
Американо-турецкий союз существует вот уже 65 лет (а тесные турецко-западные отношения — вот уже около века), однако сейчас этот союз переживает невиданный ранее кризис в отношениях. Между сторонами "гноятся" очень серьезные конфликты, связанные как со стремлением Турции (не согласной более на роль "восточной жены") играть более значимую и независимую роль на Ближнем Востоке, так и с нежеланием США признавать за Анкарой право на ее собственные интересы, отличные от американских.
Второй причиной называют вопрос с выдачей Фетхуллы Гюлена — известного турецкого проповедника, ныне проживающего в штате Пенсильвания. Эрдоган уверен, что именно Фетхулла Гюлен — некогда близкий соратник и в чем-то даже гуру турецкого премьера — является дирижером, управляющим действиями антиэрдогановской оппозиции в Турции. Неудивительно, что турецкий суд обвинил Гюлена в ряде грехов, после чего турецкие власти потребовали от США выдать проповедника. Однако Трамп отказывается. Прежде всего потому, что сеть сторонников Гюлена в Турции (да и по всему миру) активно используется американской разведкой. Кроме того, выдача столь авторитетного человека, как Гюлен, столь авторитарному лидеру, как Эрдоган, серьезно подорвет авторитет США как среди правозащитников, так и среди американских стран. Наконец, такого серьезного лидера, как Гюлен, всегда нужно иметь под рукой. На всякий случай — мало ли что придется в будущем делать в Турции или с Турцией?
Наконец, третья причина — это действия Анкары в Сирии. Занимавший жесткую антиасадовскую позицию Эрдоган благодаря российским ВКС осознал, что свергнуть Асада он не сможет. Более того, чем дольше Турция будет находиться в Сирии на стороне тамошних боевиков и террористов, тем больше она потеряет возможностей влиять на поствоенную Сирию.
С метастазами, но живые
Однако о полном разрыве между Вашингтоном и Анкарой говорить тоже пока рано. Турция не желает остаться один на один против Ирана и подпадать под экономические санкции Евросоюза за нарушения прав человека. В свою очередь, Соединенным Штатам нужна Анкара для баланса иранского влияния и не нужна жесткая фронда внутри НАТО, подрывающая сам миф о единстве западного блока.