Илья Плеханов, для РИА Новости
Имам Абдельбаки ас-Сатти являлся имамом мечети в городке Риполь в Каталонии. Именно его считают главным идеологом и организатором теракта 17 августа в Барселоне. По данным одного из задержанных террористов, имам и еще два человека погибли в результате случайного взрыва при производстве взрывчатки в лаборатории в Альканаре. Ас-Сатти действовал по методичкам джихадистов и старался вербовать юношей от 18 до 21 года, причем желательно членов одной семьи, а лучше всего — братьев. Это был "тихий имам" — публично никогда не высказывал радикальных идей, вел свои дела тайно, работая с людьми точечно.
Но есть и другой тип имамов: так называемые "имамы ненависти", которые открыто — в мечетях, социальных сетях, на улицах и в СМИ — ведут пропаганду радикального исламизма и ненависти к "неверным" и Западу как таковому, делая ставку на широкий охват аудитории и уже не заботясь о личных связях. Так, например, в Швейцарии власти на прошлой неделе обратили внимание на ливийского имама, который за 13 лет получил от страны социальные пособия в размере 620 тысяч долларов. Имам Абу Рамадан в течение длительного времени проповедовал уничтожение "врагов" ислама и вещал о неподсудности мусульман местным законам.
Запретить или заменить?
Отправной точкой можно считать атаку 9/11, но сам термин "имамы ненависти" плотно вошел в обиход после публикации книги "Проповедники ненависти" американского автора Кеннета Тиммермана в 2004 году. Тогда же произошли теракты в Мадриде, унесшие жизни почти двухсот человек, и в Амстердаме исламист убил известного голландского кинорежиссера Тео Ван Гога. После этого Европа начала обращать внимание на имамов и их речи. На 2006 год в Европе насчитали шесть тысяч мечетей и молельных домов и десять тысяч имамов, из которых только 5% получили образование непосредственно в самой Европе. Остальные — это имамы, приехавшие из других стран или обучавшиеся там.
При этом "имамам ненависти" продолжали позволять проповедовать радикальные идеи, хотя много говорили об их депортации и лишении гражданства. Причина была банальна: власти боялись обвинений в расизме и отсутствии толерантности. Этот страх парализует Европу до сих пор. По мнению некоторых бывших джихадистов, сегодня основные площадки для радикализации — это тюрьмы, куда сажают имамов-преступников, и школы. И там и там чиновники бездействуют из страха быть обвиненными в притеснении мусульман.
В Дании в прошлом году правительство решило создать черный список зарубежных имамов, замеченных в пропаганде ненависти, чтобы запретить им въезд в страну. В мае этого года Дания официально ввела запрет против пяти зарубежных "имамов ненависти", а еще один имам из Ливана может оказаться в списке после своей проповеди в Копенгагене.
Сегодня в Германии, Италии, Франции и Великобритании ряд политиков хочет запретить имамам проповедовать на арабском и заставить их говорить на языке страны пребывания, чтобы понимать, о чем они вещают. В Великобритании отказывают в визе прибывающим извне Евросоюза имамам, которые не могут доказать, что владеют английским языком. Но тем, кто уже попал в Великобританию, пока ничего не грозит. Запрет на арабский язык вряд ли улучшит ситуацию, скорее еще больше отдалит мусульман от других членов общества, поскольку такой шаг будет воспринят как притеснение и угроза. При этом "имамы ненависти" давно уже ведут свои проповеди на языке страны, тем самым вовлекая в свою орбиту все больше местной молодежи. Во Франции, например, один из четырех исламистов — это новообращенный, для которого арабский и вовсе не является родным или разговорным языком.
Ненависть на пособии
В сентябре прошлого года в Великобритании за решеткой оказался "проповедник ненависти", имам Анджем Чудари, известный своей поддержкой действий ИГ* и своими одиозными высказываниями, например, о необходимости превращения Букингемского дворца в мечеть.
*Террористические организации, запрещенные в России.