Ирина Алкснис, для РИА Новости
Когда говорят о действиях России в текущем противостоянии с Западом, для их характеристики чаще других употребляется слово "асимметричный". Причем по результатам последних лет это слово западными экспертами и медиа все чаще употребляется с придыханием, в котором смешаны опасение и восхищение. Москва раз за разом умудряется находить неожиданные (и даже остроумные) ходы, которые оказываются болезненными для Запада, зато оборачиваются выгодой для России.
В этом ряду успешных примеров на данный момент есть единственное явное исключение — жесткое и оскорбительное давление на российский спорт, особенно на легкую атлетику, по линии WADA и других международных спортивных структур. История продолжается уже больше года, конца ей не видно, и ситуация только ухудшается.
Последними новостями на данную тему стал запрет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) российским легкоатлетам, выступающим ныне под нейтральным флагом, исполнять и слушать гимн страны на объектах чемпионата мира в Лондоне. Ну а WADA на днях в качестве условия восстановления деятельности РУСАДА потребовало признать результаты доклада Макларена, в котором российское государство бездоказательно обвиняют в создании преступной сети по распространению допинга.
Это, в свою очередь, заставляет людей задаваться вопросом: куда смотрит Кремль? Почему высшее руководство России фактически пустило ситуацию на самотек и позволяет так обращаться со страной и ее спортсменами?
Безусловно, отдельные граждане объясняют это в привычных категориях "Путин слил", предательства элитой национальных интересов и неспособности Кремля противостоять Западу.
Однако на фоне куда более важных внешнеполитических тем и проблем, где Москва вполне успешно решает стоящие перед ней задачи, в том числе не боится использовать даже военную силу для достижения своих целей, эти выводы звучат весьма неубедительно для большинства людей.
Почему Кремль, столь успешно находящий асимметричные и эффективные ответы на вызовы в куда более сложных и опасных проблемах на международной арене, не нашел способа переломить ситуацию в атаке Запада на российский спорт?
Этот вопрос дает повод задуматься, а не является ли именно текущая реакция России на спортивный скандал тем самым асимметричным ответом Москвы?
Если попробовать осмыслить данную ситуацию именно с этой точки зрения, для начала необходимо определить, каковы результаты годичного противостояния России с WADA и другими международными спортивными структурами.
Самый очевидный ответ — существенное ухудшение и осложнение положения российских спортсменов на международных соревнованиях.
А еще?
Если задуматься, то фактически за этот год произошел серьезнейший перелом в установках российского общества и государства: спорт больших достижений и его проблемы больше не являются приоритетом для государства и высшего руководства страны.
Несколько десятилетий, начиная с советских времен, спорт в нашей стране был значимой частью конкуренции с Западом и в этом качестве объектом особо пристального внимания и заботы государства, включая лично его высших руководителей.
Следует признать, что идея ударить именно по российскому спорту была весьма остроумной и обещала немалые выгоды еще и потому, что Владимир Путин известен своей любовью к спорту, а также своей личной поддержкой проведения крупных спортивных мероприятий в России.
Легко предположить, что те, кто задумал всю эту комбинацию против российского спорта, были уверены, что она вызовет у российского президента очень личное и, может быть, даже болезненное отношение. А там, где у государственных деятелей включаются эмоции, они склонны принимать ошибочные решения.
Однако вместо активного вовлечения Кремля в решение созданных для российского спорта проблем ими занялись все те же российские спортивные чиновники.
Российское общество, безусловно, недовольно продолжающимся давлением Запада на своих спортсменов и неэффективностью наших функционеров. Зато Западу тоже похвастаться особо нечем, поскольку за этот год ему так и не удалось вовлечь в спортивный скандал в качестве активного участника высшее руководство страны, для которого этот вопрос остается где-то на периферии внимания. В результате WADA и IAAF бессильно отыгрываются на рядовых спортсменах.
Но и это еще не все. Продолжающаяся эпопея повлекла за собой еще одно, куда более масштабное, последствие, на которое вряд ли рассчитывали ее инициаторы.
За прошедший год благодаря атаке на отечественный спорт и откровенно второстепенному вниманию, которое уделяет данному вопросу руководство страны, произошли серьезные изменения и в общественном восприятии данного вопроса. Теперь спорт — это всего лишь спорт, особенно на фоне строительства моста в Крым и ледоколов, военной операции в Сирии и решения огромного количества задач, что стоят перед страной.
Есть подозрение, что в итоге Западу сильно не понравятся последствия того, что российское общество перестало всерьез воспринимать конкуренцию с ним в спортивной сфере и переключилось на другие области соперничества, имеющие куда больше отношения к реальному миру.