Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
На заседании Совета Безопасности ООН Россия призвала все государства поддержать инициативу Москвы и Пекина по урегулированию ситуации на Корейском полуострове. Эта инициатива стала ответом на поставленный ранее американцами ультиматум по КНДР. Но в итоге Вашингтон сам оказался в дипломатической ловушке.
Раскачаем этот полуостров
Северная Корея остается одной из самых обсуждаемых тем в мировой повестке. И происходит это благодаря двум причинам.
Под северокорейским предлогом
Такая реакция Соединенных Штатов объясняется несколькими причинами. У северокорейской проблемы нет силового или санкционного решения (точнее, эффективного решения, подразумевающего сохранение в целостности и сохранности Сеула, иных южнокорейских городов, а также стабильного радиационного фона на полуострове и вокруг него). Признать США это не могут, поскольку являются сверхдержавой, и игнорирование северокорейской провокации станет демонстрацией американской слабости.
В последнее время, учитывая "теплое" отношение Дональда Трампа к Пекину, роль китайского фактора в американской реакции увеличилась. Например, после крайнего ракетного запуска постпред США при ООН Никки Хейли заявила о том, что Штаты будут продвигать в ООН новую антисеверокорейскую резолюцию. Которая в том числе будет включать пункты о наказании стран, осуществляющих торговые операции с Северной Кореей.
Если же Китай завалит резолюцию (а так и произойдет, поскольку эти последствия Пекину не нужны), то американцы скажут, что китайцы не хотят давить на КНДР, решать северокорейский вопрос и вообще являются адвокатами дьявола. Что негативно скажется на китайской репутации. А дальше последует "наказание" Китая — новые войска в Восточной Азии, новые санкции против китайских компаний и поставки оружия Тайваню.
Китайский ответ
Пытаясь отыграть ситуацию, КНР вместе с Россией разработали и предложили на суд мирового сообщества альтернативный вариант — дорожную карту. Первый ее этап называется "двойное замораживание" и подразумевает одновременные акции со стороны КНДР и Америки с союзниками. "КНДР в качестве добровольного политического решения — объявить мораторий на испытания ядерных взрывных устройств и тестовые пуски баллистических ракет, а США и Республике Корее — соответственно, воздерживаться от проведения крупномасштабных совместных учений", говорится в плане. После чего стороны начинают переговоры о modus vivendi, и Москва с Пекином готовы активно помогать американцам в этом вопросе.
Не требует соглашение и каких-то жестких мер верификации. Никто не сможет обвинить КНДР в том, что они проводят тайные испытания, и никто не сможет обвинить американцев и южнокорейцев в тайных учениях — эти акции скрыть невозможно, они всегда на виду. Поэтому такие вопросы решать не нужно.
Однако это прекрасное соглашение американцы уже отвергли. Причин тому две. Во-первых, объективная. Это соглашение создает неприятный прецедент. Южная Корея обязана поступиться своим суверенным правом проведения учений в обмен на согласие КНДР соблюдать наложенные на нее санкции Совета Безопасности ООН (который, напомним, запретил Пхеньяну проводить ракетные испытания). Какова тогда будет ценность Совбеза после подобных разменов?
В итоге американцы попали в ту же ловушку, которую они поставили китайцам. Фактически получилось, что Белый дом отказался от дипломатического решения проблемы. А значит, все те претензии, которые США намеревались адресовать КНР (то есть нежелание решать северокорейский вопрос), теперь можно смело адресовать самим американцам. Так, репутационные издержки появляются уже не у Пекина, а у Вашингтона.