Сергей Варшавчик, для РИА Новости
Американцы очень не любят вспоминать 17 марта 1942 года. В этот день началась отправка в концентрационные лагеря 120 тысяч граждан США — этнических японцев или полукровок.
Хороший японец — мертвый японец
На сборы семьям давалось двое суток. За это время они должны были уладить все материальные дела и продать свою собственность, в том числе и автомобили. Сделать это за такое короткое время было невозможно, и несчастные просто бросали свои дома и машины.
Их американские соседи восприняли это как сигнал к грабежам имущества "неприятеля". Запылали здания и магазины, несколько японцев были убиты — пока не вмешались армия и полиция. Не спасали надписи на стенах "Я — американец", под которыми погромщики писали: "Хороший японец — мертвый японец".
Документ предоставлял право Министерству обороны перемещать и изолировать в пределах страны любую группу лиц — безо всякого судебного решения, руководствуясь лишь военной необходимостью. Указ явился частью давно проводимой 32-м президентом США антияпонской политики.
Война готовилась давно
В 1939 году Соединенные Штаты в одностороннем порядке денонсировали торговый договор с Японией, который действовал 28 лет, и пресекли попытки заключить новый. Затем последовал запрет экспорта американского авиационного бензина и металлолома в Японию, в условиях войны с Китаем остро нуждающуюся в топливе для своей авиации и металлическом сырье для оборонной промышленности.
Потом американским военнослужащим было разрешено воевать на стороне китайцев, а вскоре было объявлено об эмбарго на все японские активы в формально нейтральных США. Оставшись без нефти и сырья, Япония должна была или договориться с американцами на их условиях, или начать против них войну.
Поскольку Рузвельт отказался вести переговоры с премьер-министром Японии, японцы попытались действовать через своего посла Курусу Сабуро. В ответ госсекретарь США Корделл Халл вручил им встречные предложения, напоминающие по форме ультиматум. Например, американцы потребовали вывести японские войска со всех захваченных территорий, включая Китай.
Месть за Перл-Харбор
Рузвельт прекрасно понимал, что экономический потенциал США и их союзников не оставляют Японии шансов победить в большой войне. Однако шок и гнев от неожиданно удачного нападения Японии на Штаты был в стране слишком велик.
В этих условиях от правительства требовался популистский шаг, который продемонстрировал бы гражданам непримиримую решимость властей бороться с врагом — внешним и внутренним.
Рузвельт не стал изобретать велосипед и в своем указе оперся на старинный документ 1798 года, принятый во время войны с Францией — закон о враждебных иностранцах. Он позволял (и до сих пор позволяет) властям США помещать любого человека в тюрьму или концентрационный лагерь по подозрению в связи с враждебным государством.
Верховный суд страны в 1944 году подтвердил конституционность интернирования, заявив, что если того требует "общественная необходимость", можно ограничивать гражданские права любой национальной группы.
Обыкновенный расизм американских военных
Проведение операции по выселению японцев было поручено генералу Джону Деуитту, командующему Западным военным округом, который заявил в Конгрессе США: "Не имеет никакого значения, являются ли они американскими гражданами — они все равно японцы. Мы всегда должны проявлять беспокойство по поводу японцев, пока они не стерты с лица Земли".
Взгляды Деуитта были типичными для армейского руководства США, в котором царили откровенно расистские настроения. За перемещение и содержание высылаемых отвечало Военное управление перемещений, которым руководил Милтон Эйзенхауэр, младший брат командующего силами союзников в Европе и будущего президента США Дуайта Эйзенхауэра. Это ведомство построило в штатах Калифорния, Аризона, Колорадо, Вайоминг, Айдахо, Юта, Арканзас десять концлагерей, в которые свозились перемещаемые японцы.
Стрелять по любому, кто попытается бежать
Лагеря размещались в труднодоступной местности — как правило, на территории индейских резерваций. Причем для обитателей резерваций это стало неприятным сюрпризом, и впоследствии индейцы не получили за использование своих земель никаких денежных компенсаций.
Создаваемые лагеря были по периметру обнесены забором из колючей проволоки. Жить японцам предписывалось в сколоченных на скорую руку деревянных бараках, где зимой было особенно несладко. За пределы лагеря выходить категорически не разрешалось, охрана стреляла в тех, кто пытался нарушить это правило. Все совершеннолетние обязаны были трудиться по 40 часов в неделю — как правило, на сельскохозяйственных работах.
Самым большим концлагерем считался Манзанер в Калифорнии, куда согнали более 10 тысяч человек, а самым жутким — Тьюл-Лейк, в том же штате, куда помещали самых "опасных" — охотников, пилотов, рыбаков и радистов.
Газеты и народ едины
Раздавались призывы удалить японцев как потенциальных предателей и с восточного побережья США, вглубь страны. При этом обозреватель Генри МакЛемор писал, что ненавидит всех японцев.
Переселение "врагов" было с восторгом встречено населением США. Особенно ликовали жители Калифорнии, где давно царила атмосфера, похожая на расовые законы Третьего рейха. В 1905 году в штате были запрещены смешанные браки белых и японцев. В 1906-м в Сан-Франциско проголосовали за сегрегацию школ по расовому признаку. Соответствующие настроения подогрел и принятый в 1924 году "Закон об исключении азиатов", благодаря которому иммигранты почти не имели шансов получить гражданство США.
Извинения и денежные компенсации за позорную страницу истории
В 1988 году президент Рональд Рейган от имени США письменно принес извинения тем, кто пережил интернирование. Им было выплачено по 20 тысяч долларов. Впоследствии, уже при Буше-старшем, каждый из пострадавших получил еще по семь тысяч долларов.