Анна Кочарова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Несколько сотрудников Третьяковской галереи, спекулировавшие билетами на выставку Айвазовского, поплатились своими рабочими местами. По словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, музей также выставил претензию Москгоркассе, которая продавала билеты на выставку по 1500 тыс руб при официальной цене 400 рублей. В итоге музей добился того, что билеты втридорога продавать перестали.
Выставка мариниста Ивана Айвазовского, которая открылась летом, и будет работать до 20 ноября, бьет очередные рекорды — в среднем в день на нее приходит 5,5 тысяч человек. Это даже больше, чем на Серова — удивляемся мы. Ведь теперь Серов, после зимних очередей и сломанной двери в Третьяковку стал неким мерилом популярности той или иной выставки или концерта.
Но очереди ведь стоят не только на русское искусство. В ГМИИ им. Пушкина — на выставку Рафаэля из итальянских музеев. Ежегодно весной — в кассы Филармонии на продажу абонементов на следующий сезон. Зачастую около этих очередей можно встретить тех, кто всегда предложит купить билет сразу, но дороже.
Похожие новости недавно пришли из французского Версаля. Пятерых сотрудников дворцово-паркового комплекса в пригороде Парижа обвинили в продаже туристам поддельных билетов. Ущерб, нанесенный Версалю, оценили в 250 тысяч евро. И это уже не продажа билетов втридорога, а подделка документов.
Нетерпеливости — потому что люди не хотят ждать, даже 20 или 30 минут. Несобранности — потому что не могут или не хотят планировать свою жизнь. Ведь большинство крупных учреждений культуры во всем мире сегодня продает или позволяет бронировать билеты заранее. И при этом все равно у отдельных спекулянтов и контор остается шанс заработать на посетителях.
Пожалуй, верхний предел спекулятивных цен зачастую определяет само общество. Об этом неоднократно говорил генеральный директор Большого театра Владимир Урин. "Где есть дефицит, там будут спекулянты. Организационная и правовая формы борьбы с ними у театра ограничены", — говорил он в одном из своих интервью РИА Новости. "Сегодня наши билеты стоимостью в 8 тысяч спекулянты продают по 35-60 тысяч рублей", — отмечал Урин.
Впрочем, интернет-продажи Большого, как и Третьяковской галереи, и ГМИИ им. Пушкина, работают четко и без перебоев: билеты всегда можно купить онлайн.
Правда, в случае с Большим театром до сайта доходят лишь дорогие билеты — на балет, к примеру, в среднем по 8-10 тысяч. Опера обойдется немного дешевле.
В итоге поход с семьей на некоторые спектакли на Исторической сцене может стоить половину ежемесячной зарплаты.
Феномен Серова, — а именно так стали коротко называть ажиотажный спрос на искусство — заставил музейщиков не только и не столько радоваться, сколько задуматься о том, как упорядочить толпу, избежать проблем и неразберихи.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил о том, что, организуя любую выставку, нужно думать о комфорте посетителей и пропускной способности музея.
Пытаясь объяснить весь ажиотаж вокруг Серова, Пиотровский отмечал: "С одной стороны, ожидания общества, с другой стороны — кураторская работа, которая была сделана не совсем так, как обычно делают выставки. Это хорошая реклама на грани, но получилось, что теперь почти на любую приличную выставку будут стоять очереди благодаря Третьяковке", — подчеркнул Пиотровский.
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отмечает, что музеи переживают ренессанс по всему миру. "Люди понимают, что на выставке получат свои "часы счастья"- переживание, восторг, которого так сегодня не хватает. Искусство — лучшее лекарство для поддержания стабильности человеческого состояния".
Следующий музейный "блокбастер" Третьяковки — выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" — должна открыться в Лаврушинском переулке 25 ноября. Онлайн-продажа уже открыта. Так что не стоит позволять перекупщикам наживаться на любви и интересе зрителей к искусству.