Рейтинг@Mail.ru
О Всеволоде Чаплине, "женском вопросе" и русской традиции - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

О Всеволоде Чаплине, "женском вопросе" и русской традиции

Читать ria.ru в
Дзен
Навязывание обществу чего-то архаичного, ретроградского, да ещё и основанного на искажении правды о прошлом, плохо вдвойне, уверен Михаил Демурин.

Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"

Северокавказский муфтий Исмаил Бердиев
Сказал как отрезал: муфтий Бердиев назвал слова про обрезание женщин шуткой
С подачи муфтия Бердиева и протоиерея Всеволода Чаплина в интернете развернулась полемика о положении и роли женщины в российском обществе. Муфтий уже частично отказался от своих унижающих достоинство женщины слов, а вот по поводу сказанного отцом Всеволодом просто нельзя не выразить определённое мнение: подобные взгляды распространены среди немалой части клириков РПЦ, и это является проблемой. Это проблема для них, ибо служение Господу и искажение правды, тем более заведомое, несовместимы.

Но это и проблема для их прихожан, поскольку, опираясь на авторитет РПЦ, эти клирики пытаются формировать в обществе неверное представление об истории нашей страны.

Итак, протоиерей Всеволод Чаплин озабочен нравственным состоянием современной женщины и совершенно справедливо подчёркивает, что речь идёт об особой сфере, поскольку от этого состояния зависит нравственная жизнь новых поколений. Мне всегда была симпатична его готовность смело ставить мировоззренческие вопросы и давать на них прямые ответы, но эти ответы должны быть не только прямыми, но и честными. В эту логику утверждение отца Всеволода о том, что "никакого возрождения России не будет, если женщина не окажется в том социальном и нравственном состоянии, в каком она была как минимум в XIX веке", явно не укладывается.

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Архивное фото
Верховный муфтий России назвал обрезание девочек проявлением жестокости
Из исторических документов достоверно известно, что подавляющее большинство женщин в России XIX века находились в совершенно неудовлетворительном, более того, трагическом социальном и нравственном положении. И "состояние" их, надо полагать, было соответствующим.

У Всеволода Чаплина, видимо, перед глазами стоит некая дворянка или идеальная городская или деревенская русская женщина, мать семейства, красиво одетая, достойно ведущая себя. А мне представляются те, кого было большинство: забитые в переносном и прямом смысле сельские труженицы, батрачки, женщины в рабочих поселках, живущие в нечеловеческих условиях, вынужденные работать до изнеможения и торговать своим телом. Имеется масса свидетельств широкого распространения среди низших сословий в Российской империи XIX века, особенно в их женской части, многих неизлечимых тогда болезней.

Можно, конечно, предложить отцу Всеволоду и всем, кто пытается создавать иллюзии насчёт нашего прошлого, обратиться к тому, что писали о судьбе женщины в России XIX века Достоевский, Толстой, Куприн, другие русские писатели.

А можно просто напомнить, что до 1917 года проституция в Российской империи была узаконена. То есть та самая власть, о которой, судя по всему, тоскует Всеволод Чаплин, попустительствовала разврату, а запретили это предельное унижение женщины только Советы. Нам что, и к этой дореволюционной практике надо возвращаться?

Главный муфтий Москвы и Центральной России Альбир Крганов. Архивное фото
Муфтий Москвы о женском обрезании: ислам дозволяет, но не обязывает
Феминизм, который, по мнению Всеволода Чаплина и его сторонников, "должен быть развенчан как самоубийственное для народа и для его духовного здоровья явление", конечно, феномен неоднозначный. Мне вообще в данном случае, как и во многих других ситуациях принципиального характера, использование иностранного слова с неопределённым для русского слуха и сознания содержанием представляется делом негожим. Есть у части женщин желание жить "как мужчина" — это одно. А есть желание освободиться от гнёта несправедливых обстоятельств и условностей, которые мешают проявить себя в полную силу и в семье, и в обществе, в жизни страны в целом — это другое. Такого рода желание и открывшиеся для этого в России XX века возможности сразу ухватил, например, Андрей Платонов, написавший, среди прочих своих великих произведений, такие замечательные рассказы, как "На заре туманной юности" и "Песчаная учительница".

© РИА Новости / Алексей Филиппов | Перейти в медиабанкПротоиерей Всеволод Чаплин на съезде общероссийской общественной организации "Деловая Россия". 2014 год
Протоиерей Всеволод Чаплин на съезде общероссийской общественной организации Деловая Россия. 2014 год

Сказанное не означает, что мы не должны стремиться к сохранению именно традиционных семейных устоев, — должны. Как и обязаны мы бороться против всего, что направлено на их разрушение, включая так называемую ювенальную юстицию. Да и любая настоящая женщина понимает это. Но достаточно ли у нас настоящих мужчин, способных стать основой патриархальной семьи?

Не буду развивать эту тему, она, мне думается, понятна. А вот на тему "увлечения" XIX веком ещё несколько слов сказать необходимо.

"Только православие спасет Россию", — написал в своём отклике на мою недавнюю статью один из читателей. Это известное мнение. К нему ещё обычно добавляют, что надо восстановить Церковь до такого её положения, которое она имела в России до 1917 года, только с патриархом.

Люди, утверждающие это, либо делают вид, что не понимают, либо до них действительно не доходит, что неизбежно сразу возникает вопрос: почему же православие не спасло Россию от всего, что произошло с ней в начале XX века, включая братоубийственную гражданскую войну?

Видимо, что-то в церковной организации, во взаимоотношениях церкви и государства, церкви и общества было неблагополучно, и это было далеко не только синодальное устройство. Это неблагополучие надо осмыслить и исправить. Но нет, нам навязывают пример XIX века — и в плане церковной жизни, задвигая, кстати говоря, на второй план трагическую ситуацию раскола, и в плане государственного устройства, забывая, что и монархия тогда Россию не спасла.

Здание Государственной Думы РФ. Архивное фото
В Госдуме предложили ввести уголовную ответственность за обрезание женщин
Те, кто абсолютизирует "прекрасное дореволюционное прошлое" и превратно понимаемую ортодоксию, которой в XIX веке даже в нормальном виде, на самом деле, было днём с огнём не сыскать, забывают (или не знают), что традиция заключается совсем не в чём-то конкретном, что было в прошлом и к чему надо обязательно вернуться. Традиция для нас — это своего рода образ и одновременно первопричина воспроизводства русского, но такого русского, которое всякий раз современно, соответствует требованиям и вызовам эпохи.

Общеизвестно, например, что русский человек петровского времени далеко не во всём был похож на русского человека времён Ивана III и Ивана IV.

Русский человек XIX века отличался от русского человека века XVIII. И тем более русский человек XX века был во многом не таким, как его предшественники. Тем не менее, это был тоже русский человек. И вершить наше будущее тоже предстоит русскому человеку, но уже русскому человеку XXI века.

Вот эта сохраняющаяся основа, позволяющая любому народу, если он того хочет и её хранит, оставаться самим собой, и есть Традиция с большой буквы. В ней у нас значительное место занимает православие, но в ней есть место и древнему славянскому наследию, в ней присутствует ключевое из опыта российской государственности, общественного устройства, культуры как XIX, так и предшествовавших ему веков, к ней немало добавил великий для нашей страны и её народов XX век.

Отсутствие своего привлекательного идеала, основанного на историко-культурном наследии и одновременно современного, — это плохо. В конце советского времени мы этот идеал утеряли — и провалились в пропасть 1990-х.

Но, с другой стороны, навязывание обществу чего-то архаичного, ретроградского, да ещё и основанного на искажении правды о прошлом, — плохо вдвойне.

Те, кто занимается подобным негожим делом, на самом деле, не привлекают нашу молодежь к своему, а лишь отвращают её от традиции, подталкивают искать лучшего в других местах и культурах. Так, впрочем, происходило и в XIX веке.

Врач в поликлинике. Архивное фото
Российское здравоохранение считает женское обрезание калечащей практикой
Ни для кого не секрет, однако, что так называемый "идеал" XIX века — будь-то идеал политический, экономический, общественный и так далее, в том числе и идеал "состояния женщины", о котором пишет протоиерей Всеволод Чаплин, — наши предки, как красные, так и белые, отвергли ещё в 1905 году. А потом окончательно — в 1917. Возвращаться к нему бессмысленно.

Надо достойно и, подчеркну это ещё раз, самостоятельно жить в современности.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала