Рейтинг@Mail.ru
Человек, победивший валютный кризис, советует думать своей головой - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Человек, победивший валютный кризис, советует думать своей головой

© East NewsГлавное здание Международного валютного фонда в Вашингтоне
Главное здание Международного валютного фонда в Вашингтоне
Читать ria.ru в
Когда "на выручку" приходит МВФ, дающий кредит и требующий сократить расходы, люди становятся нищими, экономика разваливается, ее по дешевке скупают внешние силы, замечает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Только что вышедшая на русском языке книга "Доктор своей страны" мне кажется обязательным чтением для каждого, кто хочет быть политиком XXI столетия. И потому, что ее автор умеет прямо и открыто говорить то, что кажется безумным — а затем оказывается очевидным (про Запад и Восток, например). И потому, что она написана одним из трех самых результативных национальных лидеров нашего времени, выведшим свою страну из "третьего мира". Чтобы быть пророком, не обязательно быть успешным в политике, но успех все же здорово помогает, делая твои мнения более убедительными.

Их трое

Вид Киева
Мнение: МВФ предложил Украине горькое лекарство за 17,5 млрд долларов
Речь о русском переводе новой книги экс-премьера Малайзии Махатхира Мохамада, вышедшей в издательстве университета МГИМО. Что касается результативности его деятельности на высшем посту в течение 1981-2003 годов: устранение бедности (с 50% в 1960-м до 7% в 1995-м), появление сверхсовременных отраслей экономики, мировые рекорды темпов роста… Великих лидеров своих стран в XX — начале XXI века было несколько. Но кто мог похвастаться тем, что возглавил страну "третьего мира", а сдал ее преемникам "экономическим чудом"?

Вообще-то их было трое. Создатель независимого Сингапура, его первый премьер Ли Куан Ю (жив, тоже пишет книги), приближающийся к 90-летию Махатхир Мохамад и покойный китайский реформатор Дэн Сяопин. Эти люди знали друг друга, общались, сравнивали опыт, помогали друг другу. Величайшим из них считается Дэн, потому что речь идет о начале процесса превращения в процветающую сверхдержаву когда-то нищей страны с миллиардом жителей: масштаб впечатляет. Но все-таки Китай был третьим, никто ведь не скрывает, что его реформаторы учились у Ли и Махатхира.

Чем в этой тройке выделяется Махатхир? Посмотрите на стиль (человек — это стиль). Дэн мемуаров или откровенной, личной публицистики не писал, человеком был скрытным. Книги Ли Куан Ю — миллион фактов, цифр, имен, все точно до мелочей. Махатхир, в том числе в этой книге: пишет до обидного просто, говорит много очевидных вещей, выстраивает из них неуязвимые идейные схемы, с которыми в итоге не поспоришь. Идеологами (и практиками) наступившего "века Азии" можно считать всех трех, но именно по идейной части Махатхир первый.

Один против всех — это не страшно

Доктор сказал: В морг
Доктор сказал: "В морг"
Азиатский валютный кризис 1997-1999 года: это когда вдруг, без всяких фундаментальных причин, в результате спекулятивной "валютной атаки", обрушились все экономики стран Юго-Восточной Азии, кроме одной. Малайзии. Как это сделал Махатхир? Вопреки многим министрам, вопреки двум из трех руководителей Центробанка. Он ввел фиксированный курс национальной валюты и отказался обращаться за займами к МВФ, что тогда считалось святотатством. И победил. МВФ признал его правоту (а куда бы он делся?). Правоту человека, который призвал не слушать МВФ, думать своей головой и не бояться.

Между прочим, именно тогда своим южным соседям помог финансами Китай — и стал державой, первой по влиянию (пока еще) в Азии. Американцы же и европейцы, с их МВФ, потеряли лицо. Это был неожиданный результат операции, которая, как подозревали, была направлена против Китая прежде всего. Но тут уже отдельная история.

Не надо объяснять, почему сегодня важен опыт Махатхира — убийцы кризиса. Он важен даже не России, а прежде всего Украине. Схема-то все та же — когда "на выручку" приходит МВФ, дающий кредит и требующий сократить расходы, люди становятся нищими, экономика разваливается, ее по дешевке скупают внешние силы… В 1997-1998 такое началось с Индонезией, другими соседними странами. И ведь нельзя было даже сказать слово о том, что на самом деле происходит: скажешь — курс валюты снова падает.

В своей книге Махатхир честно признается, что в финансах тогда ничего не понимал (по образованию он медик, откуда и название книги). Учился в боевой обстановке, на ходу. И, как "свежая голова", был свободен от страха перед "общепризнанными" экономическими доктринами: как это можно, ввести фиксированный курс, запретить скупку акций вне площадки малайзийской биржи!

А вот так. У него все получилось. Другое дело — он считает, что торговля валютой и прочие забавы финансистов… аморальны и должны быть запрещены в глобальном масштабе. Раньше над этими словами смеялись. После кризиса взбесившегося финансового сектора в 2008 году как-то задумались.

Из этой и прочих книг Махатхира видна ключевая особенность его личности: человек не боится думать самостоятельно, если надо — один против всех. И не только думать — он очень любит произносить вслух то, что и без него понятно, но другим как-то стеснительно озвучивать.

Их "сладострастная тяга к войне"

Нигде эта его особенность не проявляется так ярко, как в роли "человека Азии", одного из идеологов наступившего "века Азии".

Эдуард Басурин. Архивное фото
В ДНР опасаются использования Киевом средств МВФ для продолжения войны
Есть в его книге глава "Равнение на Восток", где он рассказывает, откуда взялось малайзийское "экономическое чудо". Изначально команда Махатхира решила, что стране не годится опыт Запада, учиться надо у Японии с ее тогдашним неудержимым ростом экономики. Автор сегодня прямо говорит: начали бы копировать Запад, никакого чуда бы не получилось. Другое дело, признает он, что многое не удалось, потому что малайзийцы — не японцы. Позже Дэн Сяопин и все китайские реформаторы взяли за правило подчеркивать — у каждой страны свои особенности, чужие рецепты никогда нельзя брать целиком. Так ведь это — позже…

И сразу после "Равнения на Восток" идет попросту грандиозная глава "Европейцы". К таковым автор относит и американцев, и австралийцев с канадцами… "Запад", в общем. Как цивилизацию. Махатхир даже замечает: он размышлял, стоит ли эту главу публиковать. Решил, что стоит, хотя бы потому, что западникам полезно знать, как их воспринимают в Азии.

Самое удивительное, что и в этой главе Махатхир говорит очевидные вещи, которые, однако, никто столь ясно не высказывает. Ну, и к азиатской цивилизации он так же беспощаден, ясно показывая, где и почему она проигрывает западной.

Итак, "мы, неевропейцы, знаем очень мало о людях, столь сильно влияющих на нашу жизнь… (знаем) только то, что они сами говорят о себе". Но если посмотришь со стороны, то видишь, что "за последние четыре тысячи лет не было ни единого года без войны между различными европейскими племенами и государствами". И — в виде афоризма — "эта сладострастная тяга к войне ужасает".

Неточно? А если посмотреть получше? А если сравнить с Азией? То оказывается, что хотя азиаты тоже в разные моменты своей истории воевали, но масштабы несопоставимы. Это факт многих тысячелетий истории, да и сегодняшнего дня.

Далее, отмечает Махатхир, представление о конкуренции для западника — побочный продукт войн. Победить должен кто-то один, более того — он считается еще и морально правым, раз победил. В Азии же ключевой продукт цивилизаций — компромисс, то есть побеждать не должен никто, все должны хоть как-то выиграть.

Еще: западники — великолепные строители систем (в производстве, бизнесе, политике, морали), и они не могут без того, чтобы вновь и вновь их совершенствовать. Рано или поздно меняют систему совсем, и тогда "горе тому, кто не примет их новую блестящую идею", поскольку "мысль о том, что мир не будет европоцентричен, для них неприемлема".

Заметим, Махатхир пессимистичен. Он не считает, что "век Азии" уже пришел, он говорит, что мы все еще живем в мире, где "нет ничего, что не было бы связано" с западниками. И это удивительно для человека, которого считают самым ярким символом заката "западного мира". Но ведь, напомним, Махатхир всю жизнь умел действовать и думать даже в одиночку.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала