Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Только что вышедшая на русском языке книга "Доктор своей страны" мне кажется обязательным чтением для каждого, кто хочет быть политиком XXI столетия. И потому, что ее автор умеет прямо и открыто говорить то, что кажется безумным — а затем оказывается очевидным (про Запад и Восток, например). И потому, что она написана одним из трех самых результативных национальных лидеров нашего времени, выведшим свою страну из "третьего мира". Чтобы быть пророком, не обязательно быть успешным в политике, но успех все же здорово помогает, делая твои мнения более убедительными.
Их трое
Вообще-то их было трое. Создатель независимого Сингапура, его первый премьер Ли Куан Ю (жив, тоже пишет книги), приближающийся к 90-летию Махатхир Мохамад и покойный китайский реформатор Дэн Сяопин. Эти люди знали друг друга, общались, сравнивали опыт, помогали друг другу. Величайшим из них считается Дэн, потому что речь идет о начале процесса превращения в процветающую сверхдержаву когда-то нищей страны с миллиардом жителей: масштаб впечатляет. Но все-таки Китай был третьим, никто ведь не скрывает, что его реформаторы учились у Ли и Махатхира.
Чем в этой тройке выделяется Махатхир? Посмотрите на стиль (человек — это стиль). Дэн мемуаров или откровенной, личной публицистики не писал, человеком был скрытным. Книги Ли Куан Ю — миллион фактов, цифр, имен, все точно до мелочей. Махатхир, в том числе в этой книге: пишет до обидного просто, говорит много очевидных вещей, выстраивает из них неуязвимые идейные схемы, с которыми в итоге не поспоришь. Идеологами (и практиками) наступившего "века Азии" можно считать всех трех, но именно по идейной части Махатхир первый.
Один против всех — это не страшно
Между прочим, именно тогда своим южным соседям помог финансами Китай — и стал державой, первой по влиянию (пока еще) в Азии. Американцы же и европейцы, с их МВФ, потеряли лицо. Это был неожиданный результат операции, которая, как подозревали, была направлена против Китая прежде всего. Но тут уже отдельная история.
Не надо объяснять, почему сегодня важен опыт Махатхира — убийцы кризиса. Он важен даже не России, а прежде всего Украине. Схема-то все та же — когда "на выручку" приходит МВФ, дающий кредит и требующий сократить расходы, люди становятся нищими, экономика разваливается, ее по дешевке скупают внешние силы… В 1997-1998 такое началось с Индонезией, другими соседними странами. И ведь нельзя было даже сказать слово о том, что на самом деле происходит: скажешь — курс валюты снова падает.
В своей книге Махатхир честно признается, что в финансах тогда ничего не понимал (по образованию он медик, откуда и название книги). Учился в боевой обстановке, на ходу. И, как "свежая голова", был свободен от страха перед "общепризнанными" экономическими доктринами: как это можно, ввести фиксированный курс, запретить скупку акций вне площадки малайзийской биржи!
А вот так. У него все получилось. Другое дело — он считает, что торговля валютой и прочие забавы финансистов… аморальны и должны быть запрещены в глобальном масштабе. Раньше над этими словами смеялись. После кризиса взбесившегося финансового сектора в 2008 году как-то задумались.
Из этой и прочих книг Махатхира видна ключевая особенность его личности: человек не боится думать самостоятельно, если надо — один против всех. И не только думать — он очень любит произносить вслух то, что и без него понятно, но другим как-то стеснительно озвучивать.
Их "сладострастная тяга к войне"
Нигде эта его особенность не проявляется так ярко, как в роли "человека Азии", одного из идеологов наступившего "века Азии".
И сразу после "Равнения на Восток" идет попросту грандиозная глава "Европейцы". К таковым автор относит и американцев, и австралийцев с канадцами… "Запад", в общем. Как цивилизацию. Махатхир даже замечает: он размышлял, стоит ли эту главу публиковать. Решил, что стоит, хотя бы потому, что западникам полезно знать, как их воспринимают в Азии.
Самое удивительное, что и в этой главе Махатхир говорит очевидные вещи, которые, однако, никто столь ясно не высказывает. Ну, и к азиатской цивилизации он так же беспощаден, ясно показывая, где и почему она проигрывает западной.
Итак, "мы, неевропейцы, знаем очень мало о людях, столь сильно влияющих на нашу жизнь… (знаем) только то, что они сами говорят о себе". Но если посмотришь со стороны, то видишь, что "за последние четыре тысячи лет не было ни единого года без войны между различными европейскими племенами и государствами". И — в виде афоризма — "эта сладострастная тяга к войне ужасает".
Неточно? А если посмотреть получше? А если сравнить с Азией? То оказывается, что хотя азиаты тоже в разные моменты своей истории воевали, но масштабы несопоставимы. Это факт многих тысячелетий истории, да и сегодняшнего дня.
Далее, отмечает Махатхир, представление о конкуренции для западника — побочный продукт войн. Победить должен кто-то один, более того — он считается еще и морально правым, раз победил. В Азии же ключевой продукт цивилизаций — компромисс, то есть побеждать не должен никто, все должны хоть как-то выиграть.
Еще: западники — великолепные строители систем (в производстве, бизнесе, политике, морали), и они не могут без того, чтобы вновь и вновь их совершенствовать. Рано или поздно меняют систему совсем, и тогда "горе тому, кто не примет их новую блестящую идею", поскольку "мысль о том, что мир не будет европоцентричен, для них неприемлема".
Заметим, Махатхир пессимистичен. Он не считает, что "век Азии" уже пришел, он говорит, что мы все еще живем в мире, где "нет ничего, что не было бы связано" с западниками. И это удивительно для человека, которого считают самым ярким символом заката "западного мира". Но ведь, напомним, Махатхир всю жизнь умел действовать и думать даже в одиночку.