Что придет на смену ЕГЭ

Возможное изменение списка вступительных экзаменов в вузы (32)
Дмитрий Ливанов
Реформа системы поступления в вузы, судя по всему, неизбежна: ЕГЭ не будет единственным критерием оценки знаний. О том, какие варианты возможны, рассуждает Сергей Петухов.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

С будущего года правила поступления в вузы могут быть пересмотрены. На совещании с ректорами подведомственных вузов в понедельник министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что проходной балл в вузы может складываться из результатов ЕГЭ, средней оценки аттестата выпускника, а также успехов в спорте, творчестве и других внеучебных достижений учащегося.

Все это в совокупности будет назваться портфолио школьника, и содержимое этого "портфеля" станет пропуском в вуз.

Ливанов рассказал о новых правилах проведения ЕГЭ

Что это – публичное объявление "смертного приговора" ЕГЭ или очередная новация Минобрнауки, которая будет иметь серьезные последствия не столько для ЕГЭ, сколько для министра Ливанова?

Каким будет содержимое портфолио школьника

На ключевой вопрос – каким будет вес среднего балла аттестата по сравнению с результатами ЕГЭ во вступительном портфеле абитуриента? – ответа пока нет. Министр Ливанов обещает уточнить это и другие детали новых правил поступления в вузы до сентября.

Здесь возможны три варианта. Первый: это будет среднее арифметическое баллов по ЕГЭ и отметок в аттестате. Второй: ЕГЭ останется основным критерием, а средний балл в аттестате будет его лишь немного корректировать в ту или иную строну. И третий, наименее вероятный: упор будет сделан на аттестат, а результаты ЕГЭ будут на него лишь влиять, как раньше влияли оценки на выпускных экзаменах на годовую отметку и общую отметку по предмету в аттестате о среднем образовании.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов
Ливанов: правила поступления в вузы могут быть пересмотрены
То, что Ливанов называет "внеучебными достижениями" школьника, едва ли будут иметь решающее значение. Скорее всего, последует уточнение Минобрнауки, что эти достижения будут учитываться только при поступлении в профильные вузы. Например, звание мастера спорта – в физкультурных институтах, участие в математических олимпиадах – в инженерно-технических, и т.д.

Возможно, как раз в портфолио ученика найдет свое место комплекс ГТО, которые недавно предложил вернуть президент Владимир Путин. Но в любом случае, доля "внеучебных достижений" в портфолио выпускника вряд ли будет достаточно весомой, чтобы гарантировать ему поступление в вуз, однако достаточно важной: при так называемом "полупроходном балле" они могут сыграть роль "золотой акции".

Как портфолио повлияет на школу

Сдача ЕГЭ по русскому языку в московской школе
Чем полезны скандалы с ЕГЭ
Каким бы ни был вес среднего балла аттестата в портфолио, новый подход в любом случае ломает сложившуюся в последние годы систему обучения в старших классах. Там процесс образования фактически уже свелся к натаскиваю на заполнение бланков контрольно-измерительных материалов (КИМов) будущего ЕГЭ, а в последние годы – еще и ГИА (аналога ЕГЭ для неполного среднего образования).

Несомненно воспрянут духом учителя, причем не только те, кто душой болеет за уровень знаний учащихся. Портфолио школьника возвращает школьным педагогам инструмент влияния на судьбу учащегося в виде отметки по их предмету в аттестате. Это, в свою очередь, может дать почву для развития коррупционной схемы в виде благодарности родителей за хорошую отметку их чаду.

Единый государственный экзамен
Единый государственный экзамен
Пока нет и ясности в том, кто именно будет оценивать "внеучебные достижения" школьников. Но с большой вероятностью можно предположить, что эту функцию отдадут школьным педсоветам, что может создать еще один источник коррупции. Те, кто постарше, наверное, еще помнят, что вместе с аттестатом в приемную комиссию вуза они несли школьную характеристику, где как раз и были описаны их "внеучебные достижения" со знаком плюс или минус – в зависимости от их взаимоотношений с администрацией школы.

Как воспримут портфолио в вузах

Для вузов портфолио формально ничего не меняет. Точно так же, как баллы ЕГЭ, средний балл портфолио ставит их перед необходимостью зачислить того или иного абитуриента, то есть по-прежнему оставляет их в роли пассивной стороны, не имеющей права голоса. Поэтому, наверное, не будет слишком большой смелостью предположить, что борьба ректоров против ЕГЭ вплоть до полного его обесценивания продолжится.

Как пересдать ЕГЭ — в инфографике РИА Новости >>

Также вероятно, что представители вузов постараются вложить в портфолио школьника что-нибудь от себя. Вариантов тут масса: от вузовских олимпиад до участия в предметных кружках при вузах. Самый простой путь – возрождение советских "рабфаков".

Это были подготовительные, фактически "нулевые" курсы. При успешной сдаче выпускных экзаменов на них гарантировали зачисление на первый курс вне конкурса. А принимали эти выпускные экзамены преподаватели вуза. То есть выпускнику достаточно будет сдать свой портфолио на подготовительный факультет, а там его наполнят, чем нужно, уже вузовские преподаватели.

Победит ли ЕГЭ портфолио выпускника

200 слов про скандалы с ЕГЭ
200 слов про скандалы с ЕГЭ
О том, что ревизия ЕГЭ в том или ином виде неизбежна, сейчас в этом, наверное, мало кто сомневается. Уж слишком громкие скандалы сопровождают ЕГЭ в этом году, дело дошло до президента.

По словам Владимира Путина, 4 июня у него состоялась беседа насчет ЕГЭ с Дмитрием Ливановым, во время которой президент попросил министра "серьезно проанализировать выявляющиеся проблемы и предложить пути их решения". Но одновременно Путин публично заявил: "пока идут экзамены, было бы некорректно обсуждать эту тему". "В дальнейшем, когда сдача ЕГЭ завершится, прошу министерство образования вновь вернуться к этому вопросу", – распорядился президент.

Тем не менее, министр не стал ждать окончания ЕГЭ, а "вернулся к этому вопросу" самостоятельно. С аппаратной точки зрения это серьезное нарушение субординации. Если, конечно, министр не получил карт-бланш во время беседы с президентом. Если же это самодеятельность министра, то сейчас многое зависит от того, заметит ли это Путин или сделает вид, что не заметил. Но в любом случае, ЕГЭ в его прежнем виде, похоже, обречен. Так или иначе он будет реформирован.

Сейчас ЕГЭ состоит как бы из двух половинок. Одна касается школы, вторая вуза. Портфолио выпускника размывает его школьную половину. Если он будет введен, то ЕГЭ фактически превращается в формализованную и не самую удачную разновидность выпускного экзамена.

День сдачи ЕГЭ по русскому языку в Москве
"Утечки есть и будут". Секреты организации бизнеса на ЕГЭ
Добить ЕГЭ в этой роли легче легкого. Достаточно инициировать обсуждение в обществе вопроса: чем подменили традиционный экзамен, формирующий у ученика способность мыслить и связно излагать свои мысли? Ведь трудно придумать что-либо более вредное для образования молодого поколения россиян, чем набивание ими руки к проставлению галочек в клеточках КИМов и овладение навыками угадывания, какой из четырех ответов верный.

Сложнее скомпрометировать вузовскую составляющую ЕГЭ, которая призвана обеспечивать социальную справедливость, создавая равный доступ к высшему образованию всем выпускникам. Но и с этим можно справиться, было бы желание. Начать принимать в вузы по результату портфолио, а потом добавить в него вступительные экзамены.

День сдачи ЕГЭ по русскому языку во Владивостоке
Утечки заполненных листов ЕГЭ: драка просвещения с прогрессом
Останется только попрощаться с ЕГЭ и потом жалеть о том хорошем, что в нем было – независимость и непредвзятость. Беда в том, что скандалы с неоправданно высокими результатами ЕГЭ в некоторых регионах и ЕГЭ-туризм вызвали сильное сомнение в этой непредвзятости.

При введении дополнительных критериев оценки эффект "ЕГЭ-кумовства" заметно снижается (для аналогичного результата придется подкупать всю школу и исправлять задним числом все отметки по всем предметам), а ЕГЭ-туризм и вовсе теряет смысл. Вот почему, наверное, стоит еще раз очень хорошо подумать, что нам делать с ЕГЭ.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Вузы России: навигатор абитуриента – 2013 >>

Мнение
Обсуждение
35 пользователей оставили 91 комментарий
  • Вр всех ВУЗах на бюджетные места должны быть вступительные экзамены, хотя бы один - профильный !
    17:08
    10.06.2013
  • Господин Ливанов, все равно придется возвратиться к вступительным экзаменам, которые должны проводить ВУЗы. Набирать слабый контингент для ВУЗа накладно, ведь потом с ним придется работать и мучиться. Конечно, элемент коррупции будет и на вступительных экзаменах, но он станет значительно меньше. Ведь те, кто принимает ЕГЭ, не связаны с ВУЗами, им с поддельными отличниками не работать потом. ЕГЭ, вероятно, следует оставить, но только как одну из форм выпускного экзамена. Не следует упрямиться и отстаивать неудачное - ЕГЭ в его теперешней форме и значимости. Этим вы снимите напряжение в обществе, вернете учителей в творческое русло, снизите коррупцию в обществе, улучшите собственный имидж.
    17:14
    10.06.2013
  • volosatov450 в ответ пользователю rokotttova(показатьскрыть)
    rokotttova, ни "выходцы с гор", ни выходцы с равнин не вылетят из вуза (особенно негосударственного). В этом заинтересованы сами вузы. Они же не хотят закрываться, т.к. содержатся за счёт платного обучения! Не понятно что ли? Говоря проще -- правит его величество РУБЛЬ. Всё портит этот "вирус" рубля!
    16:14
    16.06.2013
  • margaritka100166 В этом случае нет никакого смысла в ЕГЭ. Нормальный, проведенный не формально экзамен, покажет всю "дурь" поступающих и всю несостоятельность ЕГЭ, как способа оценки уровня знаний.
    ЕГЭ - это лотерея, замешенная на шулерстве и "ловкости рук" испытуемых. И оценке этих качеств, как таковых.
    23:47
    16.06.2013
  • Видимо, в мозгах Фурсенко и Ливанова эта тема не помещается
    13:19
    17.06.2013
  • Верните нормальный экзамен, придурки. И повысьте профподготовку экзаменующих комиссий, обеспечив контроль именно за ними.
    13:27
    17.06.2013
  • Господа! Такое впечатление, на гране убеждения, что, ежегодно, на протяжении не одного десятк лет, реформируя систему обучения, мы не сможем сегодня чётко и ясно ответить на вопросы: зачем нужно учить человека, для чего, а, следовательно, чему учить и, значит, как этому нужно учить? Основная задача школы - дать человеку представление об окружающем мире, деятельности человека в этом мире и,главное, раскрыть врождённые способности обучаемого, выдать рекомендации наиболее эффективного использования его способностей. Ведь это в интересах и государства и отдельного человека: человек на своём месте будет стремиться делать дело, а не карьеру ради благ, прилагаемых к занимаемому креслу. По окончанию школы человек должен быть оценён, как личность. Ответственность за эту оценку должна нести школа. Наблюдателем и судьёй должна выступать общественность, которая будет руководствоваться гласностью о работе школы, её успехах и проблемах в учебном процессе и воспитании личности.
    14:00
    17.06.2013
  • Автор не рассматривает в качестве возможной систему поступления в вуз без конкурса, когда число студентов в вузе определяется фактически отсевом на первой сессии. А жаль.
    23:33
    15.07.2013
  • Для особо одарённых наших министров объявляю, что существуют архивы WinRar, запакуйте задание в этот архив и создайте пароль, который будет объявлен на экзамене. Можете создать два архива, первый с заданием, второй с ответами, которые опубликуются после ЕГЭ
    21:47
    19.07.2013
  • Ливанов на фото взгляд держит, как будто о чём то думать может. Пусть хоть догадается и советников наберёт из числа мыслящих людей
    21:57
    19.07.2013
  • Повторюсь, вместо среднего балла, который вернет старую коррупционную схему его получения (проходили!), достаточно справки из школы об успеваемости за любое количество лет. Если ВУЗ впрямь так нуждается в дополнительной информации об абитуриенте. А вообще и портфолио, и средний балл возникли на горизонте в результате недостатков нынешней тестовой формы экзамена, как попытка ее подправить и вернуть конкурсный отбор будущих студентов. Если в конце-концов решаться (хотя , убей Бог, не пойму в чем здесь трудность!) ввести двухуровневый ЕГЭ проблема отпадет сама собой! Зачем перегружать процедуру поступления в ВУЗ? Опять ведь не будем выявлять способных к обучению по конкретной специальности, их места опять займут если не списавшие, как в прошедшие годы, то ровненько учившиеся по всем предметам , а ребятам, имеющим ярко выраженные технические или гуманитарные наклонности опять закроем дорогу. Представим, как парню (или девушке), желающим (и способным!) обучаться по специальности физика или математика может испортить жизнь "принципиальный" литератор или физкультурник. И наоборот. У талантливых ребят часто довольно нестандартная схема развития, умные педагоги это понимают и стараются помочь. А глупые -нет.
    18:58
    22.07.2013
  • А чтобы не подрывать стимулы к обучению по остальным предметам, так же не надо ничего вводить. Надо наоборот УБРАТЬ то, о чем все уже языки стерли говорить, а именно "избавьте школу от ответственности за результаты ЕГЭ - ЭТО ГЛУПОСТЬ, дайте учителям учить, а не натаскивать!" Можно также ввести систему допуска до обязательных экзаменов по вузовскому типу (не сдал зачеты - не сдаешь сессию). Успеваемость придется подтягивать. А к поступлению в ВУЗ это не должно иметь отношения. Иначе сейчас "поступление любой ценой" реализуется путем покупки ЕГЭ, потом будут покупать еще и аттестат. При этом данный вид коррупции снова уйдет в тень.
    19:05
    22.07.2013
  • Но и к тем, кто считает, что вступительные экзамены в традиционной форме лучше решают задачу отбора также присоединяюсь. И не потому, что в принципе не принимаю идею государственного унифицированного экзамена, а потому, что не верю в возможность не повторения бардака и кошмара этого года. Процедура-то как была, так и остается не защищенной. Ничего кардинального по решению данного вопроса не предлагается, а то, что неоднократно предлагалось и, вроде бы, принималось почему-то ну никак не реализуется. У ВУЗов есть хороший опыт, практика, с коррупцией можно и нужно бороться.
    19:10
    22.07.2013
  • obshestvona100 в ответ пользователю f_f2014(показатьскрыть)
    f_f2014, Вы ошибаетесь, в школе есть уроки права, но в очень малом объеме. В этом я с Вами соглашусь. Право входит как раздел в ЕГЭ по обществознанию, посмотрите.
    19:16
    22.07.2013
  • иван иванов, абсолютно с Вами согласна. К сожалению, современной российской школе отказали в двух главных задачах - ПРОСВЕЩЕНИИ и ВОСПИТАНИИ.
    19:21
    22.07.2013
  • Анна Мильченко, немного с Вами поспорю и соглашусь с Еленой - форма экзамена тоже важна. Знания по предмету само собой основное - с этим не поспоришь, но есть еще НАВЫКИ - если экзамен проводится в устной форме, то требуется хорошее владение устной речью, умение донести информацию до собеседника, если предполагается написание эссе - соответствующие навыки. И этим надо заниматься своевременно. Школа, к сожалению, не формирует весь спектр требуемых навыков, поэтому своевременная информированность родителей и выпускников абсолютно необходимая составляющая подготовки к экзамену. Не надо требовать от людей постоянного героизма, перед ними и так достаточно много жизненных задач. А отслеживание постоянных шараханий из стороны в сторону образовательных властей, которые ни одно свое решение толком в жизнь не могут провести - это , как минимум, жизнь наших сограждан не облегчает.
    17:55
    29.07.2013
  • obshestvona100, хорошее владение устной речью, как и написание эссе, требуется в первую очередь гуманитариям. А если человек идет в эту сферу, ИМХО, способность связно говорить он должен от природы (тренировка, безусловно, тоже нужна).
    Технарям обычно прощают некоторую неграмотность (русский язык до введения ЕГЭ во многих технических ВУЗах сдавали в форме достаточно простого теста с оценкой "зачет-незачет"). На вступительных экзаменах (когда они были) технари решали задачи, писали уравнения и формулы - и экзаменатору всё было ясно при одном взгляде на листок, поэтому много говорить не приходилось, если только ответить на пару-тройку дополнительных вопросов.
    А вообще форма экзамена обнародуется не позже, чем за два года - подготовиться времени предостаточно.
    22:42
    30.07.2013
  • Подкупить всю школу? Легко! Кстати. зачем всю школу7 Завуча и директора вполне достаточно.
    08:33
    01.08.2013
  • obshestvona100 в ответ пользователю VN Biryukov(показатьскрыть)
    VN Biryukov, у нас ВУЗы еще кого-то "отсевают"?
    08:35
    01.08.2013
  • Анна Мильченко,ну нам-то обещали не за два года, а к 1 сентября. И еще Анна. мой опыт преподавания в ВУЗе говорит о том. что неграмотные не преуспевают ни в чем. Вы меня не убедили.
    08:41
    01.08.2013
  • obshestvona100, что вам обещали к 1 сентября?..
    В каком ВУЗе вы преподаете? давно ли?..
    У меня за 30 лет работы есть, что вспомнить и с чем сравнить. Так вот, за последние лет 10 неграмотность растет просто удручающими темпами - однако это не мешает молодым выпускникам делать сногсшибательную карьеру, становясь к 30 годам генеральными директорами и топ-менеджерами крупных компаний.
    И я знаю целый ряд одаренных ученых, которые плохо дружат с русским языком, увы. Что делать - мир несовершенен :)
    Плохо, когда вообще ничего нет в голове, кроме понтов, это да.
    22:20
    03.08.2013
  • Когда говорят о егэ, хочется сказать, что всё не совсем так. Форма проведения экзамена вряд ли имеет хоть какое-то принципиальное значение. Вузы против егэ только по одной причине - они потеряли кормушку. Хорошего студента можно получить, если навести порядок при проведении экзамена - вот здесь полная профанация экзамена и происходит. Но почему-то этот вопрос всерьёз не обсуждается. Идут огульные заявления о негодности егэ. Ради интереса сядьте и по решайте. Легко будет? Когда представляют КИМы егэ, как набор вопросов с 4 ответами на выбор, то у меня вопрос: КИМы видели? Знания у абитуриентов слабые? Так за последние годы так нареформировали образование, что впору удивляться - что кто-то ещё что-то знает. Абсолютно разрушено естественно-научное образование. Сейчас важнее в школы внедрять религию, а не изучать математику.Учение Дарвина не вписывается в религиозные догмы. Долой Дарвина?
    13:15
    12.08.2013
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.