Рейтинг@Mail.ru
Душанбе рискует остаться без российских войск, торгуясь из-за базы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Душанбе рискует остаться без российских войск, торгуясь из-за базы

Читать ria.ru в
В последнее время в прессе циркулирует множество сообщений о том, что Таджикистан рассматривает возможность взимания арендной платы за присутствие на территории республики 201-й российской военной базы. Это может привести к полному выводу российских войск из страны.

Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа – для РИА Новости.

В последнее время в прессе циркулирует множество сообщений о том, что Таджикистан рассматривает возможность взимания арендной платы за присутствие на территории республики 201-й российской военной базы. Прозвучала даже конкретная цифра в 300 миллионов долларов в год – причем со ссылкой на одного из высокопоставленных чиновников МИД Таджикистана.

Понятно, что если эта цифра – не шутка и не приглашение к торгу, то это может привести к полному выводу российских войск из данной страны, поскольку цена для Москвы очевидно не приемлема.

По-видимому, дело в том, что в нищем и сверхкоррумпированном Таджикистане появилось сильное желание "деньжат по-легкому срубить". Либо с Москвы, либо, может быть, с Вашингтона, если тот даст больше (тогда в стране можно будет разместить не российскую, а американскую базу).

В Центральной Азии, как и во многих других развивающихся странах, продолжают верить в неограниченную военную мощь США и, возможно, надеются, что те лучше защитят их от талибов, чем Россия (после ухода основных сил США и НАТО из Афганистана в 2014 году возвращение талибов к власти практически неизбежно). Правда, эта вера не имеет под собой никаких оснований.

США по чисто географическим причинам после ухода из Афганистана своей основной группировки не смогут всерьез "зацепиться" ни за эту страну, ни за Центральную Азию. Данный регион, как известно, не имеет выхода к морю, поэтому в вопросе снабжения объектов американцы попадают в зависимость от окружающих Афганистан стран, которые должны предоставить свои наземные коммуникации и/или открыть свое воздушное пространство для снабжения американской группировки.

Напомним, что это за страны: Россия, Китай, сами государства Центральной Азии, Пакистан и Иран. При любом варианте американцам придется пересечь хотя бы одну из этих стран. Из коих Иран является прямым врагом США, а остальные с огромным удовольствием займутся шантажом Вашингтона, выбивая максимально выгодные для себя условия обеспечения американских коммуникаций.

Ситуация становится вдвойне сложной из-за того, что Афганистан находится по отношению к США на другой стороне земного шара. Из-за этого задача снабжения баз усложняется даже при отсутствии какого-либо противодействия.

Более того, Пакистан вполне может стать вторым Ираном, только еще хуже, потому что ядерное оружие и достаточно качественные средства его доставки у Исламабада уже есть.

Если начнется масштабное наступление талибов на Кабул, за ним заведомо будет стоять пакистанская армия (возможно, ее части примут прямое участие в этом наступлении). Естественно, что в этом случае Исламабад и Вашингтон оказываются в состоянии прямой военной конфронтации. И тогда снабжение американских баз оказывается в полной зависимости от стран Центральной Азии, а также (по крайней мере, косвенно) от России и Китая, имеющих очень большое влияние в центральноазиатском регионе.

При этом Китай в последнее время окончательно утвердился в роли главного геополитического союзника и покровителя Исламабада, к тому же имеет очень серьезные виды на природные ресурсы Афганистана. Соответственно, он сделает все, чтобы создать американцам максимум проблем.

Позицию Москвы в подобной ситуации предсказать сложнее, но понятно, что полная зависимость от России в подобной критической ситуации для Вашингтона совершенно не приемлема.

При малейшем обострении ситуации в любой из стран региона американский "ограниченный контингент" станет не опцией, а проблемой, не военной силой, а заложником окружающих стран.

К тому же в последнем варианте военной доктрины США четко и однозначно написано, что вести длительные крупномасштабные противопартизанские войны эта страна больше не будет. Поэтому надеяться на американскую защиту абсолютно бессмысленно. И вообще абсурдно подозревать, что американцам придет в голову проливать кровь своих солдат за Каримова или Рахмона.

Поэтому, как несложно догадаться, если российские войска уйдут из Таджикистана, это, на самом деле, станет проблемой Таджикистана, а не России. Даже если диверсионно-террористические группы талибов, проникающие из Афганистана, не получат массовой поддержки местного населения, силовым структурам Узбекистана и, тем более, Таджикистана и Киргизии справиться с ними будет очень непросто. Здесь уже может реально понадобиться помощь России.

Если же талибам удастся "поджечь" хотя бы Ферганскую долину, т.е. спровоцировать в ней массовое восстание местного населения под исламскими лозунгами – это будет настоящая катастрофа. Совершенно не факт, что Россия сможет спасти режимы в Ташкенте, Бишкеке и Душанбе, но если помощи России не будет, падение этих режимов абсолютно гарантировано.

Уместно будет сравнить поведение Таджикистана и Армении. Последняя прекрасно понимает, что российская 102-я военная база на ее территории является гарантом независимости страны. Соответственно, российские войска на территории Армении нужны этой стране гораздо больше, чем России.

Поэтому Ереван не то что не выбивает из России деньги за базу, а сам полностью оплачивает ее содержание. ВС Таджикистана на порядок слабее армянской армии, но в Душанбе почему-то считают, что нужны России больше, чем она им. Заблуждение это очень глубокое.

На самом деле, уход из Таджикистана не усложнит, а облегчит России жизнь. Сократятся расходы и длина коммуникаций, больше ресурсов останется на поддержку Казахстана, который нам по геополитическим соображениям в любой ситуации придется оборонять так же, как самих себя.

Отступив на несколько сотен километров к северу, Россия тем самым лишь сократит свои потенциальные потери, людские и материальные. Режим Рахмона же просто выпишет себе отстроченный смертный приговор.

Узбекистан заведомо не хочет российской помощи, это тем более его проблема. Киргизия станет в этом случае передовым рубежом обороны на южном направлении. России и Казахстану будет проще защищать этот рубеж из-за сокращения коммуникаций. Самой Киргизии, разумеется, придется очень несладко. Хотя, пожалуй, спасти только одну эту страну Москве и Астане будет проще, чем три государства.

К сожалению, Москва наверняка будет пытаться удержать Душанбе от безумного шага, возможно, даже идя на какие-то уступки, оплачивая дополнительными деньгами не свою, а его безопасность, которая самому таджикскому руководству, как выясняется, ни к чему. Россия в 90-е годы спасла таджикский народ от самоистребления, а государственность Таджикистана – от распада. Видимо, сейчас Россию хотят избавить от необходимости делать это второй раз.

Впрочем, нельзя исключать, что таджикское руководство собралось уйти под покровительство не Вашингтона, а Пекина. А это уже совсем другой поворот событий. И новая геополитическая реальность.

Как сказал два года назад китайский политолог У Сэчжи, "создание ШОС соответствует политическим и экономическим интересам Китая в Центральной Азии, повышает его влияние на бывшие социалистические республики. Они утрачивают роль геополитических объектов стратегии США и России и проникаются все большим доверием к Китаю".

Надо понимать, что борьба России и Китая за Центральную Азию не просто неизбежна, она уже началась.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала