Рейтинг@Mail.ru
Золушка и Емеля, обнявшись, ведут россиян к светлому будущему - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Золушка и Емеля, обнявшись, ведут россиян к светлому будущему

Читать ria.ru в
Большинство россиян, а именно 40%, мечтают, чтобы их судьба, или судьба их детей, сложилась по мотивам сказки про Золушку. Об этом свидетельствует доклад "О чем мечтают россияне (размышления социологов)", представленный коллективом российских ученых во главе с директором Института социологии РАН, академиком Михаилом Горшковым.

Илья Бер, обозреватель РИА Новости.

Большинство россиян, а именно 40%, мечтают, чтобы их судьба, или судьба их детей, сложилась по мотивам сказки про Золушку. Об этом свидетельствует доклад "О чем мечтают россияне (размышления социологов)", представленный коллективом российских ученых во главе с директором Института социологии РАН, академиком Михаилом Горшковым.

В марте-апреле 2012 года исследователи задали 1750 россиянам, отобранным по всем строгим научным правилам, множество вопросов открытого и закрытого типов. Обобщенные результаты легли в основу представленного в четверг доклада.

Социологи считают результат с Золушкой опровергающим сложившийся и в России, и в мире стереотип о том, что русский человек не любит работать. Ведь девушка в сказке крайне прилежна и трудолюбива. Да, конечно, ей улыбается удача, без участия этой капризной госпожи подавляющее большинство респондентов не видит реализации своих мечтаний, но удача здесь – награда за труд и, конечно, за смелость, как поется в одной хорошей песне.

Однако тут важно отметить поразивший исследователей гендерный "перекос". Оказывается, 40% – это лишь "среднее по больнице". Золушка увлекает до 60% женщин и лишь 16% мужчин. Представителям сильного пола оказалась ближе следующая за "Золушкой" по уровню популярности сказка "По щучьему велению".

На ее героя Емелю удача практически сваливается с неба. В реализации такого сценария видит русскую мечту примерно четверть опрошенных (28% мужчин и 19% женщин). На третьем месте идут поддержанные каждым пятым россиянином единые в трех лицах русские богатыри.

Лучше быть богатым и здоровым

Социологи предложили респондентам "поймать Золотую рыбку и загадать ей три желания". Совершенно логично, что люди попросили у нее в первую очередь здоровья себе и близким (так ответили 43%), жизнь в достатке (39%), счастье для родных и близких (25%).

При этом, когда вопрос о главной мечте россиян был задан в закрытой форме, то есть с заранее подсказанными вариантами ответов, картина оказалась несколько иной. Первые два пункта остались такими же, правда, поменялись местами. Зато на третьем месте, точнее даже на поделенном втором-третьем с 33% оказалась мечта "жить в более справедливом и разумно устроенном обществе".

Вот этот-то пункт и лег в основу одного довольно спорного, на мой взгляд, вывода из доклада, сделанного его авторами.

Они (точнее сказать академик Горшков, ряд его соавторов с ним явно не вполне согласны) считают, что идея социальной справедливости, сопряженная с идеей мессианства, являют собой главные константы российской ментальности и российского архетипа, которые за последние 100 лет никак не изменились.

Хотя большинство цифр, приведенных в докладе, не очень-то в такой вывод укладываются. Скажем, 50% считают, что все, что происходило в отечественном историческом опыте "не случайно" и "предопределено", а другая половина не согласна с таким тезисом.

Так можно ли сказать, какая из них более "архетипична", тем более что ни доходами, ни образованием, ни какими-то еще базовыми признаками эти половины, по данным доклада, не различаются?

"Как видно, несмотря на агрессивную рекламу атрибутов "дорогого" образа жизни, ни богатство с такими его элементами, как шикарные иностранные автомобили или яхты, ни карьера, ни широкая слава, ни человеческая красота в предмет индивидуальных мечтаний подавляющего большинства россиян не входят, – пишут в еще одном выводе авторы доклада. – Это сильно отличает нашу страну, например, от США, где культ изящного тела, как и народной популярности ("звездности") возведен буквально в ранг национальной религии".

При всем уважении к мнению ученых, хочется напомнить, что пирамиду Маслоу, кажется, никто не отменял. Так что же удивляться, что потребности, а значит и мечты "сытых и здоровых" американцев в массе отличаются от потребностей и мечтаний "бедных и больных" россиян. Вот если бы уровень потребления был хотя бы близким, а мечты разными, то ментальные различия можно было бы корректно сравнивать. А так – бытие продолжает определять сознание.

Хотя, конечно, не все так однозначно и упадочно. Социологи отмечают общий рост количества бытовых благ, доступных людям, и вообще благосостояния россиян. По сравнению с данными 2003 года, чуть больше наших соотечественников стало стремиться к работе ради интереса и самореализации, и меньше – к работе только ради денег. Не радует здесь то, что все меньше родителей хотят, чтобы их чада шли в промышленность, в производство. Здесь впереди чиновничьи и другие руководящие позиции.

Зато целых 15% из закрытого опроса в ряду своих мечтаний видят собственное дело, свой бизнес. Правда, в открытом опросе таковых оказалось лишь 3%. Похоже, так же, как и в ситуации с социальной справедливостью, о важности и привлекательности каких-то вещей люди вспоминают лишь тогда, когда им об этом напоминают, то есть, возможно, это некие навязанные социумом мечты, не проникшие в глубины подсознания.

Глава о справедливости – пожалуй, самая противоречивая в докладе. С одной стороны, с тезисом, что различия в доходах в России сейчас слишком велики, согласны 83% респондентов, но с другой, себя считают недооцененными лишь 54%. Кроме того, многие согласны с более чем десятикратным разрывом в доходах, если этот разрыв обусловлен разницей в квалификации, образовании и затраченных усилиях.

В итоге авторы делают вывод, что степень толерантности к неравенствам, за исключением доступа к качественной медицине, в России высока. И главное, что люди понимают под социальной справедливостью – это равенство стартовых возможностей. При этом личный "социальный альтруизм" находится в целом в обществе на низком уровне. А "социальный анархизм" – напротив, на высоком.

Пария интернета и партия телевидения

Три главы доклада посвящены мечтаниям россиян об идеальном государственном устройстве, их представлениям об идеальной и реальной демократии, а также о том, "когда на Руси было жить хорошо".

Ученые утверждают, что вычленили два четких и относительно немногочисленных политических полюса в современном обществе. Это 7% убежденных либералов, поддерживающих неограниченный рыночный капитализм, и 10% не менее убежденных консерваторов-государственников, поддерживающих национализацию крупных предприятий, но оставляющих место для рыночной экономики.

Все остальные граждане придерживаются промежуточных, зачастую очень мутных представлений, причем большая часть тяготеет "влево", к сильному социально ответственному государству.

По словам одного из соавторов доклада Владимира Петухова, от политически неопределившейся на сегодняшний день большей половины россиян и будет зависеть вектор политического развития страны. Эти люди, как он считает, могут качнуться в любую сторону.

Эксперт также говорит о четко выделяющейся группе примерно в 20% населения, которые уверены, что существующую власть надо менять. При этом, люди в этой группе настроены достаточно агрессивно, и запугать их жесткими действиями властям не удастся. Они считают, что достойны большего, чем имеют, социальные лифты для них не работают, и виновата в этом существующая система.

Интересно, что эта группа почти не пересекается с группой страждущих социальной справедливости. Трактовать это можно очень по-разному.

Рядом с этими 20% существуют 32% тех, кто считает лучшей исторической эпохой в жизни России современный период – "путинскую" эпоху. Причем нет уверенности, что указанные группы совсем не пересекаются. Еще 32% считают, что ни один из предложенных социологами вариантов "золотого века" России таковым не является.

В отличие от коллеги Горшкова, Владимир Петухов считает, что "русская мечта" очень динамична и способна видоизменяться даже в короткие исторические отрезки. Например, в конце 80-х годов, по его словам, социологические замеры отчетливо показывали мечты значительной части общества о европейской демократии, которые уже через 10 лет сменились жестким прагматизмом.

Еще один важный вывод позволю себе процитировать целиком.

"… в настоящем исследовании получила эмпирическое подтверждение гипотеза о наличии партии активистского меньшинства ("партии Интернета") и традиционалистского большинства ("партии телевидения"). Интернет и, прежде всего, социальные сети стали наиболее эффективным механизмом массовой мобилизации, и реально действующим инструментом горизонтальных связей в социуме. Кроме того, получил подтверждение и тот факт, что пользователи Интернета в большей степени осведомлены как о внутри-, так и о внешнеполитической обстановке, мыслят гораздо более критически, в большей степени склонны самостоятельно выбирать информационный продукт для себя.

При этом активные пользователи Интернета настроены гораздо либеральнее тех, кто пользуется им редко или не пользуется вовсе, а также заметно чаще отдают предпочтение политическим правам и свободам и существенно реже ориентированы на материальное преуспевание".

Женитьба Емели на Золушке

Пытаться понять, где на современном российском политическом поле место мечтам о судьбе Емели, а где – о судьбе Золушки, задача неосуществимая. Однако можно заметить, что, поженив ленивого и туповатого лежебоку Емелю на трудолюбивой, но забитой Золушке, мы получим типичную советскую семью. И этот архетип явно продолжает у нас воспроизводиться.

Новое состоит в том, что теперь многие дети от таких браков перестали ценить статус-кво, столь оберегаемую родителями стабильность, и готовы взять вилы и идти туда… будем честными, не знамо куда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала