Общественное ТВ в мире: как это работает

Назначение Анатолия Лысенко гендиректором Общественного телевидения (24)
Президент РФ Дмитрий Медведев во вторник подписал указ о создании в России с 1 января 2013 года общественного телевидения. Сегодня общественное вещание действует во многих странах мира, хотя оно далеко неоднородно как по форме, так и содержанию.

Анна Курская, обозреватель РИА Новости.

Президент РФ Дмитрий Медведев во вторник подписал указ о создании в России с 1 января 2013 года общественного телевидения. Сегодня общественное вещание действует во многих странах мира, хотя оно далеко неоднородно как по форме, так и содержанию.

Общественное телевидение сегодня существует более чем в 40 странах мира. Оно различается формой собственности, способом финансирования, содержанием программ и объемом аудитории.

Например, такие телекомпании, как немецкая ARD, имеют несколько собственных теле- и радиоканалов и занимают лидирующие позиции в своей стране. Другие, вроде итальянской RAS, вещают на одну из областей страны, и не производят собственного контента, а заимствуют его у других каналов.

Медведев рассказал, каким будет общественное ТВ в России

В то же время у общественного вещания в разных странах есть и общие черты. Большинство телеканалов ориентируются на сохранение собственной автономии, свободу информации от политического контроля или влияния, независимость от местных органов власти и от коммерческих интересов.

Общественное телевидение непременно должно быть независимым и неподотчетным государству. Для этого в разных странах установлены те или иные формы общественного контроля.

Все общественные теле- и радиоканалы действуют в соответствии со специальным национальным законодательством. Это могут быть отдельные законы, как, например, Королевская хартия, составляющая правовую базу британской корпорации Би-би-си, или Закон об общественном вещании в США.

Форма собственности

Компании общественного вещания различаются по форме собственности.

Общественно-правовая форма собственности германской телекомпании ARD, например, подразумевает, что компания не находится ни в государственной, ни в частной собственности, а принадлежит всему обществу. При этом управляет компанией совет, формируемый из представителей важнейших общественно-политических организаций (партий, церквей и профсоюзов).

Испанская корпорация RTVE определяет себя как "принадлежащая государству коммерческая компания с особым автономным статусом". Фактически, она представляет собой акционерное общество, чей акционерный капитал полностью является государственным. Управлением занимается административный совет, члены которого избираются парламентом Испании.

Статут ирландской компании RTE – некоммерческий, без состава акционеров, однако Совет правления назначается министром связи и массовых коммуникаций, энергетики и природных ресурсов Ирландии (т.е. от лица государства), поэтому ее также нередко называют полугосударственной.

Информационная политика и "миссия" телекомпании

В общих чертах, всякое общественное телевидение предполагает принципиальное использование максимально объективной информации. Тем не менее, в отдельных аспектах своей информационной политики разные телекомпании придерживаются собственных подходов.

Некоторые телекомпании фокусируются исключительно на новостном контенте. Самый яркий пример здесь – телеканал Euronews. Согласно своей официальной миссии, Euronews должен давать зрителям "европейский ответ на информационные вызовы современности". Он также обещает реагировать на "потребность упрочения новой наднациональной самоидентификации народов континента с ростом влияния Европейского союза".

На практике этот звучный подход выражается в круглосуточной трансляции хроники мировых событий с комментариями на одиннадцати языках. Несмотря на региональный характер миссии телеканала, еще три года назад его совокупное вещание охватывало почти триста миллионов домохозяйств в 150 странах мира.

Другие телеканалы работают в сфере общественно-политической информации. Одна из крупнейших компаний общественного телевидения, американская C-SPAN, три десятка лет назад создавалась для прямых трансляций заседаний Палаты представителей США.

Сегодня C-SPAN видит свою миссию в том, чтобы "обеспечить аудитории доступ к форумам государственного и общественного значения, а также к общественно-важным дискуссиям госслужащих, экспертов и журналистов, без комментариев и анализа". Программы телеканала собирают у экранов телевизоров зрителей в 100 миллионах домохозяйств по всей территории США.

Встречаются и другие направления информационной политики телекомпаний. Чаще всего это они связаны с образовательной и культурно-просветительской работой с аудиторией.

Стоит отметить, что многие телекомпании общественного телевидения назвали в числе своих приоритетов служение региональным интересам и ценностям. Среди них можно назвать южноафриканскую SABC, индийскую Prasar Bharati, ирландскую RTE.

Финансирование

Общественное телевидение в разных странах устроено неодинаково и с точки зрения финансирования. Предполагается, что оно производится в соответствии с местным законом, и исключает возможность подчинить канал коммерческим интересам.

Как правило, за просмотр каналов общественного телевидения платят зрители, внося ежемесячную абонентскую плату. Эта плата может быть чисто символической (6 центов США в случае американского телеканала C-SPAN), или довольно весомой (около 18 евро в месяц за немецкий ARD и даже 100 евро за нидерландский NOS). Единственной страной в Европейском Союзе, чьи граждане не платят налогов на общественное телевидение, является Испания.

Часто финансирование общественного вещания - смешанное и покрывается частично из государственных и общественных фондов и госбюджета.

Общественный статус не мешает некоторым телекомпаниям вести коммерческую деятельность. Многие из них частично финансируются за счет рекламы.

Правда, здесь действуют некоторые ограничения: обычно рекламные паузы ограничены по продолжительности и возникают в строго отведенное для них время. Объем рекламы на общественных телеканалах строго регламентируется.

Так, например, на немецком телеканале Das Erste, входящем в холдинг ARD, рекламные вставки разрешены лишь в период с 14 до 20 часов. Их длительность не должна превышать 3 минут за один блок. Обычно они включаются между передачами, а не прерывают их. В общей сложности реклама на канале не должна превышать 20 минут в день.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена