Рейтинг@Mail.ru
Познакомьтесь, дети, это ваши новые СанПиНы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Познакомьтесь, дети, это ваши новые СанПиНы

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкВес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей по новым правилам не должен превышать для учащихся 1-х и 2-х классов 1,5 кг, для 3-4 классов - 2 кг, 5-6-х - 2,5 кг, 7-8 классов - 3,5 кг, для 9-11 классов - 4 кг...
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей по новым правилам не должен превышать для учащихся 1-х и 2-х классов 1,5 кг, для 3-4 классов - 2 кг, 5-6-х - 2,5 кг, 7-8 классов - 3,5 кг, для 9-11 классов - 4 кг...
Читать ria.ru в
С 1 сентября в российских школах начинают действовать новые санитарные правила и нормы, которые заменят предыдущие, почти десятилетней давности. Они призваны сделать пребывание детей в учебном заведении максимально комфортным и безвредным для здоровья.

Анна Курская, РИА Новости.

С 1 сентября в российских школах начинают действовать новые санитарные правила и нормы, которые заменят предыдущие, почти десятилетней давности. Они призваны сделать пребывание детей в учебном заведении максимально комфортным и безвредным для здоровья. Однако новые требования к школам сегодня почти невыполнимы, а эффект на здоровье детей они окажут не столь уж значительный, считают и эксперты, и учителя.

В новых санитарных нормах и правилах прописаны требования к температуре и освещению в школьных помещениях, указана учебная нагрузка на каждом этапе обучения, определено время на школьные перемены и отдых. Уточняются размеры школьной мебели и площадей, рекомендации по медицинскому обслуживанию учеников.

Особое внимание уделено пришкольной территории и школьному зданию. По новым СанПиНам, каждую школу должен окружать забор, а территория внутри ограждения должна быть озеленена не менее чем наполовину.

На бумаге новые правила выглядят прекрасно, но директора школ скептически относятся к перспективе их воплощения в жизнь в ближайшее время.

"Новые санитарные правила разработаны во благо детей, но сегодня почти ни одна школа к ним не готова, и эта ситуация автоматически 1 сентября не изменится, - рассказал РИА Новости директор московской школы №261 Павел Карпов. - Несколько норм противоречат устоявшимся правилам работы школ, в частности, это касается оборудования групп продленного дня".

Школы будут переоборудованы

По новым правилам продленка для первоклассников предусматривает обязательный тихий час. Это значит, что в школах должны появиться спальни.

"Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми или встроенными одноярусными кроватями", - говорится в документе.

Соблюдение этих требований сегодня для большинства школ нереально. Но и закрывать продленку для первоклассников из-за отсутствия спален нельзя. Это противоречие отчасти снимается тем, что в наступающем учебном году школы начнут работать по старым правилам, а переходить на новые будут постепенно.

"Во многих школах нет достаточных помещений для дневного сна детей. Это самое тяжелое для выполнения правило, - рассказала РИА Новости директор московской гимназии №1552 Оксана Авилова. - Но у нас есть еще один год переходного периода. Будем думать, решать".

Но среди новых правил есть и такие, которые, по мнению специалистов, давно назрели. "Новые СанПиНы ориентируются на современную компьютерную технику, и с их принятием ситуация с кабинетами информатики упростится, - считает заместитель директора московского Центра образования № 548 "Царицыно" Елена Шимутина. - Долгое время мы страдали от того, что наши классы оборудованы жидкокристаллическими мониторами, а старые нормы, рассчитанные на мониторы с лучевыми трубками, не позволяли ставить больше компьютеров в класс".

Контроль за весом и объемом знаний

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей по новым правилам не должен превышать для учащихся 1-х и 2-х классов 1,5 кг, для 3-4 классов - 2 кг, 5-6-х - 2,5 кг, 7-8 классов - 3,5 кг, для 9-11 классов - 4 кг. Но любому родителю известно, что на самом деле портфель ученика любого класса весит гораздо больше, и ничего с этим сделать не удается.

Тем не менее, в некоторых школах груз за плечами ребенка стал предметом пристального внимания администрации.

"У нас в школе уже лет семь ведется контроль за весом портфеля у детей, но сказать, что эта проблема решена совсем, я не могу, - отметила Авилова. - Я только надеюсь на то, что в обозримом будущем, года через три, мы сможем перейти на электронные учебники".

По новым требованиям объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали во 2-3-х классах 1,5 часов, в 4-5-х классах - 2 часов, в 6-8 классах - 2,5 часов, в 9-11 классах - 3,5 часов.

Это требование столь же мало выполнимо на практике, как и предыдущее. Как вместить в два часа все уроки, если, скажем, по иностранному языку детям часто требуются дополнительные занятия с репетитором? Эксперты считают, что администрация школ должна принципиально пересмотреть подход к нагрузке учеников в вечерние часы.

"Дети сидят за уроками больше положенного там, где школа за этим не следит, - считает директор гимназии № 1552. - В нашей школе мы добились того, что домашнее задание соответствует норме. Мы исходим из того, что если домашнее задание слишком большое, значит, учитель не доработал на уроке. Несколько раз в год мы проводим мониторинг по объему домашних заданий".

Где хранить учебники

Для профилактики нарушения осанки новые правила рекомендуют ученикам начальных классов иметь по два комплекта учебников: один - в школе, второй - для домашних заданий. Это предложение автоматически решает проблему тяжелых портфелей. Но у специалистов есть два вопроса: во-первых, кто будет покупать второй комплект учебников? Ведь заставлять родителей делать это за свой счет нельзя. И, во-вторых, где школьный комплект учебников хранить?

"На практике это осуществить сложно, любой школьный кабинет не резиновый, там хранятся методические пособия, - рассказала Авилова. - Если хранить книги в отдельном помещении, кто детям будет выдавать их каждый день? Такой работник в школе не предусмотрен".

Кажется, ответ лежит на поверхности. Всем памятны сцены из американских фильмов, где школьники перед уроками вынимают свои учебники из специальных шкафчиков, напоминающих ячейки из камеры хранения. "У нас в школе были такие шкафчики, наверное, пять лет подряд, - рассказала директор гимназии директор гимназии № 1552. - Но шкафчик - это личное пространство ребенка, и проконтролировать, что там лежит, администрация не может. Когда мы попросили родителей посмотреть, что там хранят их дети, они пришли в ужас, увидев бутерброды, пролежавшие по полгода, и всю прочую антисанитарию. В конце концов, мы от шкафчиков отказались".

В идее использования шкафчиков для учебников есть еще одна проблема: они занимают много места. Для них нужно искать специальное помещение, нужно хорошо их укреплять во избежание травм… Пока эти вопросы повисают в воздухе.

От школ требуют слишком многого

Новые санитарные достаточно строгие и детализированные, и на то, чтобы привести школы в соответствие с ними, затрачиваются колоссальные усилия, сказал РИА Новости научный руководитель института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.

Тем не менее, практически ни в одной школе этого соответствия достичь нельзя, что влечет за собой штрафные санкции, моральные и материальные потери для школьной администрации, отметил эксперт.

Директор московской школы №261 Павел Карпов считает, что жесткая регламентация не позволяет образовательной системе развиваться в соответствии со своими внутренними потребностями.

"Директорам все время бьют по рукам. "Этого не делай", "так нельзя", "сюда не садись", "здесь не стой"... Естественно, любой директор ненавидит СанПиНы и прикладывает колоссальные усилия, чтобы хоть как-то их обойти. В этом плане ситуация становится все сложнее", - рассказал педагог.

Количество требований к школе огромно, оно избыточно, утверждает Адамский. "Мне кажется, что нужно пересмотреть методологию составления санитарных правил и норм, сделать их менее детализированными, более общими и ориентировать на современные информационные и педагогические технологии", - предложил он.

Реальное влияние новых СанПиНов на сохранение здоровья, развитие ребенка и его безопасность в школе может получиться не пропорциональным затратам и усилиям, считает Адамский. Тем не менее, принципиально отказываться от СанПиНов нельзя, потому что у государства должны сохраняться рычаги для защиты детского здоровья и обеспечения безопасности, полагает эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала