Высшая справедливость Михаила Булгакова

Писатель Михаил Булгаков
"Я попробую исправить его, он может служить к славе царствования", - говорит король Людовик XIV о драматурге Мольере в "Кабале святош". В том же духе рассуждал и Иосиф Сталин об авторе пьесы Михаиле Булгакове. Но упрямый драматург не сдавался на милость жестокому веку...

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

"Я попробую исправить его, он может служить к славе царствования", - говорит король Людовик XIV о драматурге Мольере в "Кабале святош". В том же духе рассуждал и Иосиф Сталин об авторе пьесы Михаиле Булгакове. Но упрямый драматург не сдавался на милость жестокому веку. Он придерживался старомодных - очень твердых - понятий о чести. Михаил Булгаков, со дня рождения которого 15 мая исполняется 120 лет, был человеком на все времена, как и его произведения, укрепляющие в человеке дух свободы и мужества.

"Мне на плечи кидается век-волкодав"

Булгаков сменил много профессий и ролей: военного врача, журналиста, переводчика, либреттиста Большого театра, актера, режиссера, писателя. Он любил менять маски: то подчеркивал свой консерватизм, "особость" и старомодность накрахмаленным воротничком, моноклем и галстуком-бабочкой, то был душой компании, затейником, бонвиваном. Современники считали его "легким", "театральным", "скромным", "дьявольски умным". В дневниках Елены Сергеевны Булгаков предстает богемным человеком, любителем ресторанов, вечеров с друзьями, розыгрышей, культпоходов. Вся его внутренняя жизнь будто ускользает от непристального взгляда. Так же было и с Моцартом, и с Пушкиным, чьи обаяние и лучезарность иной раз принимали за легкомыслие и легковесность.

За всей мозаикой увлечений и свойств характера Булгакова скрывалась его цельная и неизменная суть. "Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была… беспощадной схваткой ради чистых человеческих помыслов", - писал Константин Паустовский о Булгакове. Жертвенную судьбу писателя замечательно иллюстрирует и работа художника Виктора Бахтина: под портретом ясноглазого драматурга - терновый венец, увитый розами.

"Писатель-попутчик", как называли непролетарских писателей, Булгаков в 1931 году в письме к Сталину назвал себя "литературным волком": "Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя". Как не раз замечал Булгаков, ему не прощали "бесчисленные уродства быта" в его сатирических повестях, унаследованный от Гоголя и Салтыкова-Щедрина "яд" языка, "глубокий скептицизм в отношении революционного процесса… в отсталой стране" и "упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране".

На литературного волка Булгакова устроили настоящую облаву: на его произведения были сотни отрицательных рецензий, а положительных - считанные единицы. Но имена критиков латунских - преследователей Мастера - канули в Лету. А сам писатель заслужил Вечность. Как говорил Воланд, "все будет правильно, на этом построен мир".

Чем люди живы

Фантастика - это всегда притча о реальности. То, на что так надеются люди и что порой неосуществимо в действительности, переносится в другое измерение. Булгаков, называвший себя "мистическим писателем", оценивал современность с точки зрения вечности.

Как и у пушкинского Пророка, у Булгакова были "вещие зеницы" - он видел то, чего не видят другие: и "неба содроганье", и "горний ангелов полет". Он всегда верил в Высшую справедливость. "Мастер и Маргарита" стали ее манифестом.

Феномен "Мастера и Маргариты". К 120-летию со дня рождения Булгакова

Не случайно инсценировки и экранизации этого произведения в России и за рубежом - начиная со спектакля Юрия Любимова 1977 года в Театре на Таганке, фильма "Пилат и другие" Анджея Вайды (1972) и заканчивая лентами Юрия Кары 1994 года и Владимира Бортко (2005) - никого не оставляли равнодушными.

Иешуа в "Мастере и Маргарите", как и его евангельский прообраз, нес страдающим людям милосердие и спасение. Воланд со свитой воплощал Возмездие, судил и карал. Оба героя на время останавливали сумбурную и несправедливую историю, рентгеном просвечивали советскую действительность и ставили диагноз для вечности.

Герои Булгакова дали читателям надежду, что, в конце концов, после всех пиров во время чумы, после карнавала оживших гоголевских "мертвых душ" о людях и эпохе останется память, измеренная добрыми и дурными поступками и мужеством, которое позволяло остаться верным совести. Что может утешить человека лучше, чем надежда на справедливость?

Вечный Дом

Измученный травлей булгаковский Мастер предал свой роман, не выдержал пути на Голгофу. Его крест несла гордая и верная Маргарита. Она стала бесстрашной частью его "Я", его идеальным alter ego, оправданием перед Вечностью, его "вечным Домом".

По Булгакову, дом - это всегда спасение. Он помогает белогвардейцам Турбиным и их друзьям, которым "жизнь перебило… на самом рассвете", выстоять в революционном хаосе, в буране русского бунта (к его ужасам отсылает и эпиграф из "Капитанской дочки"). Эта пьеса была написана в 1925 году, через год после романа "Белая гвардия".

Дом - убежище от разрухи для здравомыслящего и консервативного профессора Преображенского в гротескной повести "Собачье сердце" (1925). Правда, потом силы хаоса - Швондер и его камарилья - проникают и в этот оазис уюта, мастерства и преображения человеческой природы. А Шариков, новый человек - агрессивный, неблагодарный и инфантильный "человек массы", в терминологии Хосе Ортега-и-Гассета, предает профессора, как Иуда.

Большой Дом - Россия - укрепляет дух героев "Бега". "Куда, зачем мы бежали!" - восклицает Серафима Корзухина в конце пьесы, перед возвращением в Россию. Даже палач Хлудов с как будто выжженным изнутри лицом (в экранизации "Бега" Алова и Наумова его блистательно сыграл Владислав Дворжецкий) тоскует без России.

Сам Булгаков отказался от эмиграции. После того как его сочинения перестали печатать, а театрам запретили ставить его пьесы, в марте 1930 года Булгаков написал письмо Сталину, в котором настаивал: "Я прошу правительство… приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР". Уже через месяц, в апреле, во время телефонного разговора со Сталиным, Булгаков сказал, что русский писатель не может жить вне родины. В ответ Сталин предложил писателю написать заявление с просьбой принять его во МХАТ. Так Булгаков шесть лет проработал в "намоленном" Художественном театре в качестве режиссера-ассистента.

С 1932 года в театре снова шли "Дни Турбиных", а в 1936 году вышел спектакль "Кабала святош". Булгаков вносил в жизнь театра страстность, поиски, увлекал молодых актеров, спорил с мэтрами - Станиславским и Немировичем-Данченко. Эти творческие дуэли иносказательно описаны в "Театральном романе", в "Жизни господина де Мольера". При этом что бы ни делал Булгаков в театре и вне его, он находился под пристальным взглядом власти.

Король забавляется

Власть играла с художником как кошка с мышкой: "Даст мышонку отбежать и опять бедняжку - хвать!" Кстати, примерно так же Понтий Пилат поступал с Иешуа Га-Ноцри. После семи представлений "Кабалы святош" постановку запретили, "Правда" разгромила пьесу о художнике и власти, Мольере и Людовике, в подтексте - о Булгакове и Сталине.

Вождь называл "Дни Турбиных" "антисоветской штукой", но смотрел пьесу, по меньшей мере, 15 раз, а "Зойкину квартиру" - 8 раз. Запрещая пьесы Булгакова, Сталин, тем не менее, признавал в разговорах с другими драматургами: "Вот Булгаков!.. Тот здорово берет! Против шерсти берет!".

Долго "брать против шерсти" такого хищника было опасно. В 1939 году Булгаков написал просталинскую пьесу "Батум", которую сначала хотел назвать героически: "Пастырь", или "Бессмертие", или "Геракл", или "Юность рулевого", или даже "Мастер" (последнее название - самый лестный комплимент вождю). Драматург писал о молодом Сталине, его дотираническом периоде.

Булгаков рассчитывал, что это сочинение позволит ему снова публиковаться. Он ошибся. Сталину пьеса понравилась, но печатать и ставить ее он запретил. Этот новый удар подкосил писателя. Вскоре врачи обнаружили у него гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек.

Почти ослепший, Булгаков надиктовывал Елене Сергеевне последние варианты "Мастера и Маргариты", понимая, что роману суждено долгие годы быть литературным "призраком", ждущим воплощения - печати.

В 1940 году Булгакова не стало. В жизни он был наследником Гоголя, остался им и после смерти. Ему достался могильный камень Гоголя, названный "Голгофой". Пройдя голгофу и в жизни, Булгаков до конца остался тверд в своей уверенности: рано или поздно справедливость побеждает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Обсуждение
9 пользователей оставили 24 комментария
  • Для меня существует как бы три Булгакова - Булгаков-драматург, действительно, продолжатель чеховских традиций в драматургии; Булгаков - автор трагической "Белой гвардии" и "Ханского огня"; Булгаков-мистик ("Великий канцлер", "Мастер и Маргарита", "Роковые яйца") - в этом качестве я его не принимаю, извините. А ведь есть еще почти забытый Булгаков-фельетонист, во многом похожий на раннего Зощенко, очень советский фельетонист. И все это уживалось в одном человеке.
    14:30
    16.05.2011
  • Согласна, Душечка, Булгаков - светлый гений нашей литературы, наделенный благородством и честью.
    08:53
    17.05.2011
  • Да, Булгаков был очень разносторонним, порой противоположным самому себе. Действительно, его наследие, пожалуй, можно препарировать именно так.
    15:16
    17.05.2011
  • Где-то лет 20 назад читал, что в молодости Булгаков любил розыгрыши, порой жестокие, в больших компаниях. Чаще всего он разыгрывал из себя бывшего пленного немца или австрийца, которых тогда осело в РСФСР довольно много, приходил на какую-нибудь вечеринку к малознакомым людям, прислушивался к разговорам - будто пытаясь понять, о чем говорят на незнакомом языке, тихо бормотал отдельные немецкие слова. Когда подавали мясо, он "мучительно вспоминал" знакомое русское слово и радостно кричал - "Свыння, свыння!" , показывая на мясо вилкой. Гости убеждались, что перед ними - немец, причем очень недалекий, почти не знающий русского, начинали над ним посмеиваться или издеваться. И после этого Булгаков "срывал маску" - прекрасным литературным языком говорил, что думает о гостях.
    18:51
    17.05.2011
  • Булгаков очень разный, иной раз думаешь, что "Мастера" и "Собачье сердце" писали разные люди. Но талант и должен быть наверно разным, во всяком случае он поднял все вопросы 20 века. И другого такого масштабного и разнообразного таланта наверное и нет в прошлом веке.
    21:44
    17.05.2011
  • Насчет нездешнего благородства - хорошо сказано. Но вообще-то он любил красивую жизнь, у него был вкус к жизни, ему присущ гедонизм.
    00:11
    18.05.2011
  • Действительно, Булгаков очень разный, у него много стилей и почерков, он и реалист, и фантаст, и мистик. И сатирик. Он просто литературная энциклопедия и один из гениев 20 века.
    09:40
    18.05.2011
  • Отличная заметка. Собачье сердце - книжка на все времена:-))
    10:19
    18.05.2011
  • Забавный эпизод, не знала этого, спасибо большое за интересный комментарий!
    11:32
    18.05.2011
  • Этот эпизод был описан в каком-то "толстом" литературном журнале типа "Нового мира". По-моему, он как раз характеризует противоречивость натуры Булгакова - с одной стороны, рефлексирующие чеховские персонажи вроде Алексея Турбина или приват-доцента Голубкова (даже генерал-вешателя Романа Хлудова, хотя он, скорее, из "достоевского"). С другой - такие жесткие розыгрыши.
    11:43
    19.05.2011
  • Я тоже люблю абсурдистскую, гротескную повесть "Собачье сердце".
    16:07
    19.05.2011
  • Да, Хлудов - от Достоевского, а от Чехова - Голубков и Турбины. Все верно. А сам Булгаков бывал разным - и с достоевщинкой тоже.
    16:31
    19.05.2011
  • Человек, которому в детстве сначала читали произведения Булгакова, а потом он сам их читал и перечитывал, полюбил и существует в этой жизни, неся их в своей душе, счастливый человек. Полное, тотальное одиночество ему уже не грозит.
    16:42
    19.05.2011
  • Он действительно очень масштабен и разнообразен, он энциклопедичен.
    16:56
    19.05.2011
  • У Булгакова по-пушкински легкий талант (хотя в критике чаще возникают параллели с Гоголем). Он бы мог много еще написать и сделать, если бы эта жизнь его не угробила.
    11:06
    20.05.2011
  • Потому как швондеры и шариковы - они, как и сама повесть, тоже на все времена.
    16:47
    20.05.2011
  • С этим сложно не согласиться.
    13:50
    23.05.2011
  • Гедонизм - да, действительно был Булгакову присущ. Помните, как он "вкусно" описывает подробности еды, интерьера, воздух и солнце? В "Мастере и Маргарите" например.
    15:33
    24.05.2011
  • Да, талант у него по-пушкински легкий, то есть с видимой легкостью, обаянием простоты. Это называется моцартианство: пушкинский дар, моцартовкий дар...
    15:55
    24.05.2011
  • Уж кто,кто,а Джуга отлично понимал кто есть Михаил,ведь они одной крови и Сталину было лестно это сравнение с Сатаной в такой великолепной ХУДОБОЖЕственной форме.И мало кто из разумных усомнится в Коэлет-Всё уже было,и Всё ещё будет,а остальное -погоня за ветром...АВОСЬ да НЕБОСЬ истинно русские понятия.Что взял в руки гений современности Пилерман?От миллиона Еврденег отказался,а с Авоськой на люди,ОЦЕНИЛИ?И ведь этот Человече утверждает,что Знает как Управлять Вселенной, и я ему ВЕРЮ!
    16:34
    12.06.2011
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.