Рейтинг@Mail.ru
Асисяй, покоривший мир - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Асисяй, покоривший мир

Читать ria.ru в
"Серьезное лицо - еще не признак ума", - говорил герой Горина барон Мюнхгаузен. И был прав. Все глупости на Земле, действительно, делаются с этим выражением. Тем более ценны те немногие, кто не боится быть смешным. Одним из таковых является Вячеслав Полунин, которому 12 июня исполняется 60 лет.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

«Серьезное лицо - еще не признак ума», - говорил герой Горина барон Мюнхгаузен. И был прав. Все глупости на Земле, действительно, делаются с этим выражением. Тем более ценны те немногие, кто не боится быть смешным. Одним из таковых является Вячеслав Полунин, которому 12 июня исполняется 60 лет.

В его лице страна некогда потеряла инженера, зато приобрела мима, клоуна, киноактера и, в конце концов, народного артиста России. Собственно говоря, как и весь остальной мир, поскольку он давно уже не принадлежит только России.

Как человек, некогда работавший в советском цирке (режиссером, ставившим клоунаду), я могу сказать, что клоунов, как и народных артистов - немало, а вот Полунин один такой. В чем же его феномен?

Маяковский когда-то констатировал, что:

«Для веселия

планета наша

мало оборудована.

Надо

вырвать

радость

у грядущих дней».

В стране Советов главной доминантой была серьезность (еще бы, построение социализма - дело нешуточное). Получение радости культивировалось совсем не из смешных вещей. Например, из пятилетки в четыре года, из повышения надоев. «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее», - констатировал 17 ноября 1935 года Иосиф Сталин, выступая на Первом всесоюзном стахановском совещании. На многие годы это стало программной установкой для широких слоев трудящихся.

Смех же, как правило, допускался:

а) одобрительный (использовался на съездах и собраниях как знак поддержки оратора);

б) обличительный (по отношению к врагам народа и/или приспешникам международного империализма).

Конечно, были и те, чьей основной профессией было смешить людей. Навскидку можно вспомнить Юрия Никулина, Аркадия Райкина, Михаила Жванецкого и других достойных представителей «веселого цеха» юмористов. Но все они действовали в довольно жестких рамках профессии, рассматривая ее, прежде всего, как ремесло, а не образ жизни.

Полунин же с самого начала творческого пути и по сию пору ищет себя. Казалось бы, в СССР клоуну одна дорога - в цирк. Туда, где работал Леонид Енгибаров, о котором знаменитый Марсель Марсо сказал, что он «великий поэт движения». Но нашему герою в рамках советского цирка показалось тесно. Ощутив в детстве сильное влияние немого кино, и, в первую очередь, героя Чарли Чаплина, Полунин решил вернуть на сцену человека играющего, создав собственный театр «Лицедеи», работающий на стыке пантомимы, клоунады и эксцентрического трагифарса, который широкий зритель смог сполна оценить в популярном музыкальном фильме «Как стать звездой» (1986).

Сам же Полунин прославился чуть раньше, придумав для одного из новогодних «огоньков» трогательного персонажа по имени Асисяй. Этот нелепый человечек в желтом комбинезоне и красном шарфе, что-то невнятно лепечущий в надувной телефон в одночасье покорил сердца публики, а самого Вячеслава Ивановича одарил многолетним прозвищем.

Во многом ему повезло - он совпал с эпохой перемен. Вряд ли, например, в 1970-е годы кто-то мог бы себе представить (даже в страшном сне), что на острове Тотлебен в Финском заливе откроется «Школа дураков» (1983). В 1980-ые полунинцы вырываются «на оперативный простор». Уличный театр, подразумевающий перманентную импровизацию и отсутствие барьера между зрителями и актерами, знаменовал свободу общества, которое вне жестких цензурных рамок худсоветов могло наслаждаться веселым зрелищем, и любой мог стать его участником. Смех вышел из-под контроля партии и правительства, став достоянием частников, в лице продюсеров и антрепренеров.

«Школа дураков» переросла в «Караван мира», в котором приняли участие сотни коллег из многих стран мира. Ибо, как сказал участник полунинских фестивалей, известный шут и паяц Джанго Эдвардс по кличке Король дураков: «Клоунада не знает границ».

Сами «Лицедеи» объездили с гастролями весь мир, став, таким образом, визитной карточкой страны. В начале 1990-ых, когда по экономическим причинам зрители перестали ходить в театры, Полунин почувствовал себя ненужным и уехал из России. Работал в США, Канаде, Франции и Великобритании. Это оказалось более удобным и с творческой, и с бытовой стороны. Благо, жена и дети - актеры его труппы.

Впрочем, он не иммигрировал. Периодически приезжая в Россию, он то открывал «Академию дураков», то проводил фестиваль «Бабы -дуры», то снимался в главной роли в фильме у Эльдара Рязанова («Привет, дуралеи!»). В 2000-ых он триумфально вернулся со «Snow-Show» («сНежное шоу»), билеты на которые трудно достать не только в Москве, но и в Париже и Лондоне.

«Чем больше я становлюсь человеком мира, тем больше становлюсь человеком России. Потому что все, что я собой представляю, — это Россия», - размышляет Мастер, который удостоен британской театральной премией имени Лоуренса Оливье за лучший спектакль года, и российской премией «Триумф», вручаемой обладателям высших достижений в области искусства.

Почивает ли он на лаврах? Мне кажется, что нет. У таких людей всегда «творческий непокой», как выражался герой «Покровских ворот». Тем Полунин и интересен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала