Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
9 июня 1995 года в Сочи было подписано российско-украинское соглашение о базировании Черноморского флота РФ и ВМС Украины в Севастополе. Это соглашение стало одной из важнейших вех в истории раздела Черноморского флота.
Борьба за будущее ЧФ началась 5 апреля 1992 года, когда был подписан указ тогдашнего президента Украины Леонида Кравчука «О неотложных мерах по строительству вооруженных сил Украины». В соответствии с ним бывший советский Черноморский флот переводился под юрисдикцию Киева, а на базе его сил, дислоцированных на украинской территории (это означало практически на базе всего ЧФ), должны были быть незамедлительно созданы Военно-морские силы Украины. Прав на такое решение у Киева не было.
Более того, в то время флот находился в составе Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств (ОВС СНГ) и был частью Военно-морского флота СНГ, которым командовал адмирал флота Владимир Чернавин.
Москва отреагировала на этот шаг: 7 апреля президент Российской Федерации Борис Ельцин издал встречный указ, в соответствии с которым Черноморский флот, напротив, ставился под юрисдикцию России. Разрешить возникший кризис Кремль предложил путем переговоров, на время которых действие обоих упомянутых указов было приостановлено.
Началась длительная дипломатическая торговля, осложнявшаяся обстановкой «на месте». Киев склонял моряков Черноморского флота к принесению украинской присяги, пытаясь «украинизировать» флот, и поставить Москву перед фактом.
В дальнейшем Украина перешла к более жестким действиям: как вспоминает в своей статье экс-замминистра иностранных дел России и бывший посол в Киеве Юрий Дубинин - «8 апреля 1994 года украинские военные предприняли попытку задержания в порту Одессы гидрографического судна «Челекен», выполнявшего плановую работу по обслуживанию средств навигационного оборудования. В ночь с 10 на 11 апреля отряд украинских военнослужащих численностью до 120 человек осуществил насильственный захват 318-го дивизиона кораблей резерва ЧФ с береговой базой, узлом связи, имуществом, оружием. Личный состав береговой базы был вывезен в поселок Чебанка в 10 км от Одессы. Это создало критическую ситуацию».
В результате последующих переговоров была достигнута устная договоренность о базировании кораблей российского Черноморского флота в Севастополе.
15 апреля 1994 года было подписано российско-украинское соглашение о поэтапном урегулировании проблем Черноморского флота, где устанавливалась пропорция раздела, по которому Россия должна была получить 80-85% кораблей и судов флота. В то же время российские дипломаты пришли к пониманию необходимости увязать соглашение по флоту с политическим договором между Россией и Украиной. Украинская сторона тем временем выражала желание подписать политический договор отдельно от соглашения по ЧФ, оставляя эту проблему подвешенной в воздухе.
Переговоры начались заново. В итоге, 9 июня 1995 года в Сочи было подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; за Севастополем был закреплен статус главной базы российского черноморского флота. Имущественные вопросы подлежали урегулированию с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. Корабли и суда делились в пропорции 81,7% - России, 18,3% - Украине.
28 мая 1997 года в Киеве были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории.
Раздел флота вкупе со значительным сокращением военных расходов по сравнению с советскими временами привел к значительному ухудшению соотношения сил на черноморском и средиземноморском ТВД. В 1991 году Черноморский флот ВМФ СССР насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.
Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми, его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий. По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992г. стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд. долларов США.
В настоящее время в состав Черноморского флота входит около 50 боевых кораблей и катеров, а также несколько десятков вспомогательных судов. Численность береговой авиации и сил береговой обороны также многократно уменьшилась. Ранее доминировавший в Черном море и составлявший конкуренцию в Средиземном море объединенным силам НАТО Черноморский флот теперь уступает по численности ВМС Турции на черноморском ТВД (хотя и превосходит флоты остальных черноморских стран вместе взятые), а в Средиземном море его корабли появляются лишь эпизодически.
В то же время обстановка на южных рубежах России стала намного более беспокойной. В 2008 году Черноморскому флоту пришлось выполнять боевые задачи в ходе Пятидневной войны с Грузией.
ВМС Украины полученные при разделе корабли также не принесли счастья - подавляющее их большинство было в скором времени списано, а практически все остальные в настоящее время находятся в небоеготовом состоянии.
Для восстановления боевого потенциала ЧФ России необходимо выделение значительных средств, измеряемых миллиардами долларов. С учетом старения корабельного состава и близким выводом из строя большинства кораблей и судов советской постройки, флот нуждается в массовых поставках кораблей, а также и другой техники - от грузовых автомобилей до радаров и боевых самолетов. По мнению военного эксперта, члена общественного совета при Министерстве обороны РФ, Игоря Коротченко, ЧФ должен в ближайшие 10 лет получить не менее 50 боевых единиц новой постройки.
Однако в настоящее время эти требования вряд ли будут выполнены. Финансирование госпрограммы вооружения на 2010-20 годы, как уже объявлено, предусматривает выделение средств на обновление корабельного состава флота по остаточному принципу. С чем останется Черноморский флот еще через 15 лет предсказать очень сложно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции