Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
11 апреля 1945 года в лагере смерти Бухенвальд было поднято восстание заключенных. Спасаясь от уничтожения, узники сумели захватить значительную часть территории лагеря и продержаться до подхода американских войск, выбивших с территории подразделения СС. В память о восстании, 11 апреля отмечается международный день освобождения узников нацистских концлагерей, напоминающий человечеству об этих «фабриках смерти», наряду со днем памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января, в день освобождения советскими войсками комплекса лагерей Аушвиц-Биркенау, более известных под общем именем «концлагерь Освенцим».
Homo Sapiens, как биологический вид, никогда не грешил мягкостью характера и вегетарианством, став в итоге самым опасным хищником на планете. Но на фоне всей длинной и кровавой истории человечества особо выделяется XX век – век самых массовых в истории депортаций, перемещений, заключений, наконец – век самого массового истребления человеком себе подобных. Не в последнюю очередь – с помощью концентрационных лагерей.
Лагеря – не изобретение нацистов. Прототипы концлагерей появились еще во время гражданской войны в США 1861-65 годов. Первые классические концлагеря и сам термин появились в годы англо-бурской войны 1899-1902 годов. Целью создания лагерей было лишить бурских партизан снабжения. В лагерях концентрировались семьи фермеров, поставлявшие партизанам продовольствие. Поскольку снабжение самих лагерей было организовано по остаточному принципу, то значительная часть заключенных погибла от голода.
Развитие концлагеря получили в годы первой мировой войны – в частности, в Турции и Австро-Венгрии, где осуществлялся геноцид соответственно армян и ряда славянских народов.
Россия тоже не избежала этой "печати века". Обстоятельства чудовищного социального катаклизма, разрушения основ государственности привели к тому, что лагеря стали одной из черт первой половины советского периода истории нашей страны. Лагеря ГУЛАГа имели двоякую цель: политическую – изоляция (либо уничтожение) нелояльных новому строю лиц и экономическую – труд заключенных активно использовался при строительстве ряда важных объектов, таких, как каналы и железные дороги.
Однако никакие советские, британские, турецкие и чьи либо еще изобретения в этой сфере не могут сравниться по уровню организации и чудовищности замысла с системой концентрационных лагерей III Рейха, где они стали одним из важнейших средств осуществления планов нацистов по строительству «нового мирового порядка».
Лагеря на территории гитлеровской Германии начали создаваться немедленно после прихода нацистов к власти, однако, расцвет системы пришелся на годы Второй Мировой войны.
Лагеря этого периода можно разделить на две категории. Первая категория – так называемые «трудовые лагеря», главной целью которых было производство необходимых для экономики воюющей страны работ и продукции. Через эти лагеря прошли миллионы людей, многие из которых погибли от чудовищных условий содержания и тяжелого физического труда. Вместе с тем, «трудовые лагеря» не имели целью массовое уничтожение людей. Эта задача осуществлялась в заведениях второго типа – «лагерях смерти».
«Лагеря смерти» предназначались специально для уничтожения людей «неполноценных рас», подлежавших истреблению в соответствии с принятой в гитлеровской Германии концепцией «расовой гигиены». В лагерях погибли свыше трех из числа шести миллионов уничтоженных гитлеровцами евреев Европы и СССР.
Жертвами лагерей стали четыре миллиона русских, сотни тысяч представителей других народов СССР (из 27 с лишним миллионов погибших и умерших в годы войны), около 200 тысяч цыган, множество сербов, поляков и представителей иных народов.
Треблинка, Белжец, Майданек, Собибор, Хелмно, значительная часть лагерей комплекса Аушвиц-Биркенау, и другие лагеря стали частями системы массового истребления людей, поставленного на промышленную основу и организованного со всей тщательностью. Заключенных расстреливали, удушали в газовых камерах, истребляли в ходе бесчеловечных медицинских опытов, наконец, просто забивали до смерти. В конце войны, «лагерями смерти» становились и те, что ранее были просто «трудовыми» – и среди них Бухенвальд.
Особо жестокое отношение вызывали евреи, цыгане и советские военнопленные, прежде всего русские. Уничтожение «врагов рейха» проводилось не только в немецких лагерях. Этим занимались и «заведения», созданные коллаборационистскими формированиями, такие как хорватский лагерь Ясеновац или латвийский Саласпилс.
Концентрационные лагеря входили в систему СД и СС, однако массовое истребление людей осуществлялось не только этими организациями. Огромное количество советских военнопленных просто не дожило до «фабрик смерти» типа Аушвица и тому подобных филиалов ада. Они были уничтожены в «шталагах» (лагерях для военнопленных) Вермахта. Содержание представителей западных армий в этих лагерях строилось более или менее в соответствии с международными конвенциями. Но для наших пленных эти лагеря нередко становились фильтрационными пунктами между трудовыми лагерями и лагерями уничтожения – или просто помесью того и другого.
Наследники нацистов и их пособники часто говорят о том, что причиной столь жестокого уничтожения советских пленных было неподписание СССР женевской конвенции 1929 года, умалчивая о двух фактах. А) В 1931 году специальной декларацией за подписью наркома иностранных дел Литвинова, Советский Союз присоединился к женевской конвенции "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях", и разработал собственное положение о военнопленных, соответствовавшее нормам женевской конвенции "Об обращении с военнопленными" и б) Женевская конвенция "Об обращении с военнопленными" обязывала изначально присоединившихся к ней немцев соблюдать правила и нормы независимо от того, присоединились ли к ней их противники.
Период наиболее жестокого обращения с узниками лагерей приходится на конец войны. Гитлеровцы начали массовое истребление людей, скрывая следы преступлений. В лагерях, оказывавшихся недалеко от линии фронта, все чаще вспыхивали восстания – обреченные на смерть люди надеялись, захватив оружие, продержаться до подхода советских войск или войск западных союзников. Одно из таких восстаний было поднято в концлагере Бухенвальд.
Преступления нацистов были взвешены, измерены и сочтены. Главные виновники отправились на виселицу или получили свою пулю. Но, к сожалению, идея бессудного заключения и пыток людей в лагерях не сгинула вместе с пеплом, оставшимся от лидеров III Рейха. На новом витке спирали к старым рецептам (хотя, разумеется, не в тех масштабах и совершенно с иными целями) вернулись те, в основе идеологии которых лежит, казалось бы, безусловная ценность прав и свобод человека. Достаточно вспомнить хотя бы тюрьму Абу-Грейб или лагерь Гуантанамо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции