Михаил Войтенко, главный редактор сетевого издания «Морской Бюллетень – Совфрахт», специально для РИА Новости
Общественность в последнее время взбудоражена темой морского пиратства немногим меньше, чем футболом или Евровидением, и почему-то пиратство вызывает у большинства удивление. XXI век, считают многие, несовместим с пиратством, ведь это парусники, сабли и кинжалы, бороды, абордаж и наконец, главный пират всех времен и народов Джек Воробей, изобретение Голливуда. А почему никто не удивляется тому, что XXI век совместим с обыкновенными преступниками, бандитизмом и хулиганством на улицах? Пиратство - это морская преступность, и не более того.
Чему мы удивляемся?
Пиратство то затихало (благодаря немалым усилиям ведущих морских держав и их военно-морских флотов), то вспыхивало вновь, но полностью никогда не исчезало. XXI век одарил нас революционными технологиями и глобальными проблемами, одной из которых стало пиратство – вернее, его бурный расцвет и совершенно иные масштабы. Пиратство вернулось в его истинном обличье бандитизма и грубой наглой силы, и пиратство угрожает теперь мировому сообществу не меньше, чем во времена фрегатов и галеонов.
Многие очаги пиратства не меняются с романтических времен Черного Роджера и капитанов Шарки, Блада и Черной Бороды. Карибский бассейн был и остается пиратским. По-настоящему он опасен главным образом для яхт и прогулочных судов, но достаточно часто грабят и большие суда. Не будь впрочем, Карибский бассейн вотчиной ВМС и Береговой охраны США, он быстро возродил бы былую славу и сравнялся по риску с водами Африки. Традиционно, на протяжении многих веков, опасны пиратством воды Индонезии, Малаккского пролива и Южно-Китайского моря. Неспокойно себя чувствуют мирные торговые суда и в портах Индии, Шри Ланка, Бангладеш.
Но конечно, всем им сегодня далеко до Сомали. Даже Нигерия, бывшая ранее самой пиратской страной Африки, побледнела на фоне сомалийских рекордов. Поскольку угроза номер один сегодня - именно пиратство Сомали, не буду вдаваться в описание пиратства в других регионах и характеризовать его по различным критериям. А их хватает: преступность на морях - это и классическое пиратство – грабежи судов и экипажей в открытом море, и захваты судов с целью выкупа, и захваты судов с целью овладеть особо ценным грузом, и рэкет судовладельцев, и торговля людьми и наркотиками, и к сожалению, многое другое. Особой и местами жуткой темой идет преступность в рыболовной отрасли.
На абордаж!
Чисто технически суть дела осталась той же, что и в романах. Быстроходное плавсредство – катер или лодка, или небольшое судно, подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Проще сказать, бандиты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или низкосидящее, как например, танкер, на его борт можно просто перепрыгнуть. Если судно крупное, в ход идут веревки с крючьями или специальными якорями. Чтобы экипаж не попытался сбить пиратов водой из пожарных шлангов или швырянием чего под руку попадется, а также для устрашения, при нападении и непосредственно при абордаже пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов.
В среднем время атаки - 10-20 минут. За это время либо удается захватить судно, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно можно сказать, уже в их руках – гражданский моряк не пойдет с голой грудью на автоматы, если только ситуация не смертельно опасна. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами - это не оказывать сопротивление и не геройствовать.
Уникальная страна Сомали
Почему именно Сомали и в чем ее уникальность? В том, что в стране вот уже скоро 20 лет как нет никакой власти, и главным источником пропитания для населения является гуманитарное продовольствие от ООН. В том также, что географически страна расположена просто идеально – вдоль одной из главных водных артерий мира, Аденского залива. И наконец, в том, что благодаря столь выгодному положению и анархии в стране, Сомали стала, пожалуй, единственным местом в мире, куда можно привести захваченное судно и держать его сколь угодно долго, пока не будет выплачен выкуп. Нигде больше в мире нельзя захватывать большие суда в таком большом количестве и держать их в бухтах вдоль побережья до получения выкупа.
В год Аденским заливом проходит до 20 тысяч судов, в сутки - до 250-ти. Добычи очень много, куда больше, чем пиратов (пока, во всяком случае). В этом году пираты захватили в Аденском заливе 32 судна, то есть процент захватов ничтожен по сравнению с общим транзитом. Исходя из статистики, опасаться нечего. Однако судовладельцы опасаются до бессонницы, и пытаются сделать все, чтобы обезопасить свои суда или еще лучше – избежать прохода заливом.
Суэцкий канал - это некое триединство, состоящее из собственно канала, Красного моря и Аденского залива, соединенного с Красным морем посредством Баб-эль-Мандебского пролива. Закройте Красное море или Аденский залив, и вы закроете Суэцкий канал. А что такое Суэцкий канал для мировой и прежде всего европейской экономики? Это 7% всей нефти, потребляемой человечеством, или 30% нефти и газа, потребляемых Европой. Это подавляющая часть всех товаров азиатского производства, идущих на Европу (в том числе Россию) и частично на Северную Америку. Транссиб, даже если он действительно бы заработал, не в состоянии взять на себя более 10-15% азиатских товаров широкого спроса, ну а при том, как работает Транссиб в настоящее время, он не в состоянии переваливать даже грузы, идущие в Россию – их выгоднее возить океанами через Суэц. Вот почему Суэцкий канал и его безопасность имеют к России непосредственное отношение, ничуть не меньшее, чем к любой стране Европы.
И вот на этом считавшемся безопасном пути, на его жизненно важном отрезке вдруг появились пираты. В военно-морском флоте есть такая команда – поворот «все вдруг», когда соединение кораблей меняет например строй или курс, все корабли сразу. Так вот, если т.н. называемые линейные компании, главные мировые перевозчики контейнеров и товаров широкого спроса в них, разом командой «все вдруг» отвернутся от Суэцкого канала и последуют в Европу вдоль Африки, это мгновенно сломает десятилетиями строившуюся невообразимо сложную систему контейнерных перевозок Азия – Европа. Путь удлинится на тысячи миль и на недели времени. Большинство повседневных товаров подорожают, и на некоторое время могут вообще исчезнуть с прилавков, так как поломаются все расписания.
Кроме того, мировой контейнерный флот строился из расчета следования Суэцким каналом: столько-то времени в пути, столько-то в портах, такое-то расписание согласно таким-то объемам. Этого флота, его объемов просто не хватит на новый, вдвое более длинный маршрут. А ведь построить современный новый контейнеровоз - это годы времени и десятки миллионов долларов средств.
Поэтому сомалийское пиратство и стало внушать столь серьезную озабоченность – оно стало угрожать всей мировой экономике.
Но видеть за сомалийским пиратством чей-то злой умысел - это значит не бороться с ней, а загонять ее внутрь. Сомали - это несчастная страна и несчастный народ, который не умеет сам собой управлять. Даже гуманитарную помощь успешно похищают и разворовывают сомалийцы-пираты и сомалийцы-чиновники.
Пиратство в виде похищения судов с целью выкупа началось в Сомали с 2004 года, и изначально были некие умные головы (обыкновенные преступники), которые воспользовались хаосом в стране и тем «кустарным» пиратством, которое там было. Как правило, это были нападения на суда с целью простецкого ограбления экипажа и, если повезет нарваться на ценный груз (такой, который можно перетащить руками), то и груза. И по-моему, без пытливого преступного ума в начале всей этой истории не обошлось. Ведь чисто технически похищение судна с целью его захвата, переговоры и получение выкупа - очень непростая задача, и каким-то образом она была решена.
Кто-то увидел эту уникальную возможность, которой нет ни в одном другом регионе мира – пораженная хаосом прибрежная страна, вблизи которой проходит одна из главных транспортных артерий мира, и с блеском ею воспользовался.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Продолжение читайте здесь