Андрей Кисляков, для РИА Новости.
Сегодня уже стало очевидно, что независимый выход в космос для того или иного государства определяется не только наличием парка собственных ракет-носителей, но и возможностью осуществлять их беспрепятственный запуск, причем, как можно дешевле. Ведь растущая конкуренция на международном рынке пусковых услуг требует от космических запусков максимальной экономической выгоды, которая во многом формируется за счет удешевления процедуры самого старта.
В этой связи реализация в России программы «Воздушный старт», - сброс ракеты с борта самолета, которая осуществляется совместно с Индонезией, выглядит как реальный шанс снизить высокие издержки от запуска ракет-носителей и, тем самым повысить доходность программ по выводу в космос коммерческого полезного груза.
Данный проект не только позволяет отказаться в ряде случаев от строительства стационарных космодромов и осуществлять запуск практически из любой точки Земли, но и отвечает требованиям сегодняшнего космического рынка.
Дело в том, что в настоящее время сформировалась явно выраженная тенденция увеличения спроса на ракеты-носители легкого класса, обусловленная бурным ростом количества программ по созданию и использованию легких космических аппаратов в составе низкоорбитальных спутниковых систем связи, систем дистанционного зондирования Земли, навигации при проведении космических научных и экспериментальных исследований.
При этом, наиболее перспективным как с технической, так и с экономической точки зрения представляется вывод таких носителей на околоземную орбиту с помощью авиации. Финалом российских исследований в этой области как раз и стала программа «Воздушный старт».
Идея такого необычного старта состоит в том, что тяжелый транспортный самолет «Руслан» доставляет двухступенчатую ракету со спутником на высоту 11 километров и сбрасывает. Когда с помощью парашюта ракета принимает вертикальное положение, производится запуск первой ступени.
Сегодня Россия и Индонезия завершают переговорный процесс по работам, связанным с созданием наземной инфраструктуры авиационно-космического комплекса «Воздушный старт» на острове Биак. Кстати, этот проект входит в Федеральную космическую программу России 2006-2015 гг. Работа осуществляется ведущими предприятиями авиационно-космической отрасли России с участием украинского предприятия им. Антонова в части создания носителя на базе тяжелого самолета Ан-124-100» (Руслан).
К настоящему времени завершено эскизное проектирование, разработан бизнес-план, технико-экономическое обоснование проекта и организационные документы, необходимые для завершения переговорного процесса по инвестициям и развертыванию работ по созданию наземной инфраструктуры. Согласно информации директора по внешнеэкономической деятельности Конструкторского бюро транспортного машиностроения Юрия Арзуманяна, «Индонезия готова инвестировать средства в «Воздушный старт», и в настоящее время ищет частных инвесторов для его реализации».
С технической точки зрения, выводимая на опорную орбиту высотой 200 км и наклонением 90 градусов масса полезного груза на порядок превышает показатели аналогичных американских проектов, а возможность выведения комплексом «Воздушный старт» полезного груза массой 0,8 тонны на геостационарную орбиту (высота 36000 км) не имеет прецедентов в мировой практике.
Согласно экспертным оценкам, затраты на создание комплекса составит 120-130 млн. долл. Сравнительно невысокая стоимость проекта связана с тем, что в нем будет использована уже созданная надежная техника. Прежде всего, - это тяжелый транспортный Ан-124-100, модифицированный в самолет-носитель, который обеспечит доставку ракеты-носителя к месту старта и предстартовый маневр. В самой ракете найдет применение модифицированный кислородно-керосиновый двигатель НК-43М (двигатель первой ступени ракеты-носителя «Полет») и модифицированный блок «И» ракеты-носителя «Союз-2»
Летные испытания комплекса планируется завершить в 2009 году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции