Олег Митяев, экономический обозреватель "РИА Новости".
Лидер мировой автоиндустрии, японская Toyota 7 августа сообщила о падении прибыли за апрель-июнь на 28%. У ее основных мировых конкурентов - американских General Motors и Ford - дела намного хуже: они терпят многомиллиардные убытки. Взлетевшая этим летом до невиданных высот нефть вслед за авиакомпаниями ударила по автопроизводителям. Из-за подорожавшего топлива люди по всему миру стали не только меньше летать на самолетах, но и меньше ездить на автомобилях. Только российским автомобилистам это все нипочем. Российский авторынок в этом году показывает гигантский рост продаж и выходит на первое место в Европе.
Toyota, борющаяся с General Motors за первое место в мире по количеству производимых автомобилей, получила в последнем отчетном квартале огромную, на первый взгляд, прибыль – $3,2 млрд. Но всеми, включая руководство японской компании, это расценивается как неудача, потому что этот показатель на 28% меньше прибыли за аналогичный период прошлого года.
Руководство Toyota сетует на невыгодный высокий курс иены к ослабшему доллару, высокие издержки из-за подорожавших материалов. Но на поверхности лежит еще один очевидный факт – население развитых стран мира, основных мировых авторынков, просто стало меньше ездить на авто и покупать новые машины из-за резко подорожавшего вслед за нефтью бензина. Причем подорожание это пришлось как раз на лето – пик автомобильного сезона. Напомним, что своего абсолютного рекорда цена на нефть достигла 11 июля – $147 за баррель.
Хотя в целом по всему миру за последний квартал объем продаж автомобилей Toyota чуть-чуть вырос – на 1,1%, на крупнейшем мировом авторынке – в Северной Америке – он снизился на 4,6%. Средняя цена на бензин в США достигла этим летом $4 доллара за галлон (3,8 литра). Это сильно сказалось на привычке американцев гонять во время летнего отпуска от Атлантического океана до Тихого и обратно на неэкономичных внедорожниках, съедающих добрых два десятка литров (5 с лишним галлонов) на сотню километров. Разумеется, снизились и покупки новых «пожирателей» топлива. Западноевропейцы, которым бензин обходится еще дороже, уронили продажи Toyota в своем регионе вообще на 9,6%.
Теперь Toyota снижает свой прогноз продаж на весь 2008 год с 9,85 млн машин – до 9,5 млн и ставит под большой знак вопроса амбициозную цель – продать в 2009 году более 10 млн автомобилей.
Но японцы не опускают руки и собираются поправить свои дела в США и Европе за счет предложения на этих рынках более экономичных автомобилей меньшего размера, а также так называемых гибридных автомобилей. Toyota первая в мире разработала авто, которое может работать как на бензине, так и от аккумуляторных батарей. (Кстати, в мире есть уже гибридные автомобили, которые используют водород и электричество и обходятся без бензина).
Но еще больше Toyota, да и ее американские конкуренты, рассчитывают на быстроразвивающиеся рынки – Китай, Индию, Бразилию и, конечно, Россию. Доходы у верхней прослойки населения в этих странах растут год от года, и ее представители готовы скупать то, что многие американцы и европейцы уже не могут себе позволить. Бензин АИ-95 в России стоит уже 24-25 рублей за литр, что практически совпадает с его ценой в США, а мода на внедорожники, перенятая у американцев, в нашей стране все растет и растет.
Продажи автомобилей в России в первом полугодии 2008 года подскочили на 41% и составили около 1,7 млн штук. Благодаря столь стремительному росту страна становится крупнейшим авторынком Европы, отодвигая на второе место прежнего лидера, Германию. Ожидается, что по итогам всего года продажи легковых автомобилей в России достигнут 3,8 млн, тогда как в Германии – только 3,2 млн.
Иностранным автокомпаниям, действительно, есть, на что надеяться в России, так как наши автолюбители явное предпочтение отдают иномаркам. Продажи иномарок за первые шесть месяцев этого года выросли на целых 47% и превысили 1 млн штук.
Впрочем, продажи традиционных российских брендов тоже выросли: на 19% - примерно до 700 000 штук. Увеличил продажи и ведущий отечественный автопроизводитель легковушек – «АвтоВАЗ»: они выросли на 13%, превысив 320 000 штук. Некоторые отечественные эксперты неоднозначно оценивают последний факт. Дело в том, что рост продаж низкобюджетных моделей «АвтоВАЗа» (по аналогии с бумом американской ипотеки пару-тройку лет назад) может свидетельствовать о перегреве отечественной экономики. Другими словами, не самые обеспеченные россияне начинают в массовом порядке покупать машины по кредитным схемам, по которым потом могут и не расплатиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции