Губернатор Херсонской области Владимир Сальдо в интервью РИА Новости по случаю годовщины воссоединения региона с Россией рассказал о главных достижениях этих лет, планах по освобождению оккупированного Херсона, строительстве нового жилья в прибрежной зоне, судьбе активов украинских олигархов, а также о безуспешных попытках ВСУ создать плацдарм на левом брегу Днепра. Беседовал Виктор Лященко.
– Владимир Васильевич, как Херсонская область встретит вторую годовщину воссоединения с Россией?
– У нас запланирован комплекс праздничных и торжественных мероприятий. Это различные встречи, выставки, собрания, патриотически игры, митинги. Мероприятия будут проходить с учетом необходимых мер безопасности, ведь вся область находится в зоне досягаемости оружия врага.
– Какое главное достижение за прошедшие два года вы бы отметили?
– Главное, что за прошедший год Херсонская область окончательно интегрировалась во все сферы жизни России. Это система государственного управления, социальное обеспечение, образование, медицина, культура. Очень многое достигнуто и в материальной сфере. Ремонтируются дороги, водопроводные, тепловые и электрические сети. Заработала экономика, в частности – свободная экономическая зона. Еще есть много проблемных вопросов и недоработок, но главное сделано. Дальше только поступательное развитие.
– Ждут ли в регионе приезда иностранных делегаций?
– Вопросы организации приема иностранных делегаций, тем более от международных организаций, находятся в компетенции высших органов власти, в частности, министерства иностранных дел России. У себя мы готовы к любым формам международного сотрудничества, лишь бы оно было во благо России и установления мира.
– Заходят ли в регион крупные инвестиционные компании?
– Процесс привлечения крупных инвесторов непростой, и мы над ним постоянно работаем. Уже запущенным проектом является жилищное строительство на территориях Генического и Скадовского муниципальных округов. Предусматривается строительство нового жилья в существующих границах городов, там, где сосредоточен основной спрос населения. Развитие жилищного строительства в прибрежной зоне создаст образ морских южных городов – ярких, солнечных и жизнерадостных. Также это позволит вовлечь смежные отрасли в экономическую деятельность при реализации строительных проектов.
– Какие новости приходят от подполья в Херсоне? ВСУ на правом берегу Днепра готовятся больше к оборонительным или наступательным действиям?
– О результатах работы подполья, которые могут быть озвучены, регулярно сообщаю. Сейчас противник ослаблен, часть его сил отвлечена на боевые действия на Донбассе и в Курской области. Физическая активность ВСУ на Херсонщине несколько снизилась, чего нельзя сказать об обстрелах левобережья. На правобережье противник проводит стандартные оборонительные мероприятия, однако говорить о строительстве мощных фортификаций не приходится. Также не заметно подготовки к попыткам переправы на левый берег более-менее крупных сил, например, таких, как это было при провокации в Крынках.
– Продолжают ли ВСУ прощупывать возможность высадки своих формирований на Тендровской и Кинбурнской косах? Ожидаете ли новых провокаций в Черном море?
– Как я уже говорил, ВСУ несколько снизили активность. Однако действия мелких групп в дельте Днепра, высадки с лодок на острова не прекращаются. Сейчас вероятность крупных провокаций на косах, берегах Днепра или Черного моря ниже, чем была месяц-два назад. Однако полностью исключить попытки украинской стороны высадить очередную крупную группу самоубийц мы не имеем права. Наши воины не теряют бдительности и находятся в постоянной боевой готовности.
– Предпринимает ли противник попытки создать плацдарм на левом берегу и если да, то на каких участках?
– Враг оттеснен на острова и выбит с самых больших из них. Сейчас противнику не до создания плацдармов на левом берегу.
– Задействует ли противник истребители F-16?
– Таких случаев на Херсонщине не отмечено. F-16 – это обычный самолет, не лучше и не хуже Су-27 или МиГ-29. Нет смысла говорить о нем, как об очередном "чудо-оружии" противника.
– Остаются ли планы по освобождению территории Херсонской области, которая до сих пор остается под оккупацией украинских войск?
– Наш Верховный главнокомандующий четко заявил, что какие-либо предпосылки к окончанию боевых действий возможны только при условии деоккупации всех конституционных территорий Российской Федерации. В том числе – Херсонской области. Отказаться от освобождения своей земли мы не имеем права.
– Наносят ли ВСУ удары по территории региона западным оружием?
– Херсонщина испытала на себе многие виды западных вооружений: американские ракеты HIMARS, англо-французские Storm Shadow. А используемые против нас мины и снаряды – стандартные для всех стран НАТО. Чаще всего невозможно точно определить, где именно произведен тот или иной 155-миллиметровый снаряд или 120-миллиметровая мина. Однако был точно установлен факт, когда противник обстреливал Алешки из 120-миллиметровых минометов советского образца, используя мины болгарского производства.
– Власти Херсонской области уже начали сбор информации о преступлениях киевского режима против гражданских на территории региона?
– Нанесенный ущерб всегда учитывается. Информация о преступлениях киевского режима против мирного населения не просто собирается, а тщательно документируется. Здесь работают следователи СК РФ. Готовы сотни томов угловых дел с конкретными фактами и установленными причастными лицами. Обвинения военным преступникам будут обязательно предъявлены.
– Что будет с собственностью украинских олигархов на территории области?
– Сейчас в области действует механизм признания брошенного имущества бесхозным и его передачи в оперативное управление.
– Какими вы видите условия для прекращения конфликта на Украине? Готова ли Херсонская область стать площадкой для проведения переговоров?
– Это сложный вопрос. Теоретически сесть за стол переговоров – это лучше, чем воевать. Однако после 1945 года в истории не было случая окончания войн путем переговоров. Да и недавние события, те же минские переговоры, показали, что Запад и его марионетки недоговороспособны. В любом случае, исходная позиция России на переговорах, как отметил наш президент, – это освобождение украинскими оккупантами всех наших территорий.
– Как вы оцениваете отказ Запада признать Херсонскую область частью России?
– Для нас оценки Запада все больше перестают иметь значение. Действия Запада дискредитировали международную правовую систему, окончательно разрушили Ялтинский мир, установленный странами-победительницами после Второй мировой войны. Россия сражается за установление понятных и равных правил на международной арене, и мы своего добьемся. В новой мировой системе за Россией будет признаны все ее конституционные территории.
– Каким видите будущее для Херсонской области? Сколько понадобится региону, чтобы стать самодостаточным?
– Я вижу процветающую Херсонскую область в составе сильной и великой России. Непросто стать самодостаточными под постоянными обстрелами врага и при условиях оккупации значительной и самой промышленно развитой части области. Так что окончание боевых действий является важнейшим условием развития Херсонщины. Однако мы не ждем, а действуем. Внедряется комплекс мер по развитию промышленности и сельского хозяйства. Он направлен на то, чтобы сделать Херсонскую область местом, удобным для жизни, где люди могут достойно зарабатывать, бизнес – осуществлять масштабные проекты, а государство – получать значительные налоговые отчисления.