Херсонская область спустя год после вхождения в состав России может продемонстрировать результаты социально-экономического развития, несмотря на постоянные обстрелы и последствия теракта на Каховской ГЭС, уверен председатель правительства региона Андрей Алексеенко. В интервью РИА Новости в годовщину референдума он рассказал, что изменилось за это время, с какими проблемами столкнулись власти, и какой область должна стать через десять лет.
– Андрей Анатольевич, каким был первый год пребывания Херсонской области в составе России?
– Главное, что Херсонская область вернулась домой, в Россию. А вот прошедший год, конечно, не мог быть да и не был простым. И причин тому несколько. Мы пережили разрушительное наводнение после теракта нацистов на Каховской ГЭС. Не прекращались даже на день обстрелы и боевые действия на Днепре. Тем не менее даже в таких условиях нам есть, о чем говорить в плане социально-экономического развития области в этом году.
– О каких достижениях идет речь?
– Прежде всего по поручению президента России разработана и принята большая программа социально-экономического развития региона на годы вперед. Часть мероприятий в ней будут реализована совместно с правительством России, а часть – собственные мероприятия федеральных министерств по развитию конкретных отраслей нашей экономики.
– На что нацелена программа развития региона?
– Программа касается всего: от социальной поддержки людей, которая беспрецедентна даже для новых регионов, до строительства дорог. Надо сказать, что таких масштабов строительства и капремонта автомобильных дорог, школ, больниц, коммунальной инфраструктуры Херсонская область не знала с советских времен. За этот год Россия вложила в Херсонскую область больше, чем украинский режим за все три прошедших десятилетия.
– Что уже удалось построить?
– Завершен первый этап программы комплексного ремонта главных улиц наших райцентров. Так, 32 улицы получили не просто новый асфальт, сделано все: тротуары в плитке, остановки общественного транспорта, бордюры. И это только начало глобальных преобразований. По поручению губернатора региона Владимира Сальдо до конца года комплексный ремонт пройдут еще 23 улицы. Параллельно идет капремонт федеральной трассы Мелитополь-Джанкой. И мы получили, спасибо за поддержку, три миллиарда рублей от "Росавтодора" на ремонт нескольких важнейших участков областных дорог. Если быть точным – это 164 километров наших самых востребованных трасс, включая альтернативные маршруты на Крым и мосты через каналы. Одновременно занялись самыми близкими людям дорогами – сельскими грунтовыми и гравийными.
– А каково было состояние дорог в целом?
– Не могу сказать, когда до них доходили руки раньше, но во многих местах обочины просто заросли лесом. За этот год приведем в порядок сразу 500 километров таких дорог – грейдируем, отсыпаем инертными материалами, чистим обочины. Массово начали латать и местные асфальтовые – дорогами называть многие язык не поворачивается просто. Яма на яме, причем многие глубиной по колено, так что люди вынуждены объезжать полями. Оперативно сделать все полностью физически невозможно. Поэтому начали с массового ямочного ремонта. Для этого пришлось запустить отдельный асфальтобетонный завод.
– Как обстоят дела в регионе со школами и больницами?
– В программу капремонта вошли 17 школ – их делают наши регионы-шефы. Спасибо им. Еще 40 школ включены в федеральную программу. Капитально ремонтируются также две главные больницы области – в Геническе и Скадовске. А всего в программу капремонта войдут восемь наших медучреждений.
Кроме строительной части, полным ходом идет и модернизация как образования, так и здравоохранения области. Современное оборудование для диагностики и лечения – 609 единиц только в этом году, в том числе лабораторного. Учебно-методические комплексы, компьютерные классы и лаборатории по химии, физике, биологии, робототехнике. Не говоря уже про учебники и пособия. Все это становится доступным для жителей области, причем не только в городах, но и на селе.
– Как Херсонская область справилась с наводнением после подрыва Каховской ГЭС?
– Нам удалось в сжатые сроки справиться с ЧС такого масштаба – 23 тысячи домов в трех районах ушли под воду, причем до семи-девяти метров в отдельных местах, это тоже серьезно, согласитесь. Удалось минимизировать потери и восстановить системы жизнеобеспечения. Не допустить эпидемий среди людей и животных, несмотря на летнюю жару и затопление почти всех источников воды. И, конечно, помочь людям – сначала в рамках спасательной операции, а затем выплаты, оформление жилищных сертификатов и так далее. Все, что необходимо для возвращения к нормальной жизни. Огромное спасибо за помощь всем, кто внес свой вклад в ликвидацию последствий наводнения, был с нами с первого и до последнего дня: правительству России, непосредственно Минстрою и МЧС, Крыму и нашим регионам-шефам, волонтерам и общественным организациям.
– Мешают ли региону развиваться санкции?
– Давайте на цифрах. В этом году область вышла на 15% рост промышленного производства. Собран хороший урожай – 1,5 миллиона тонн зерновых, несмотря на практически полное отсутствие полива еще до подрыва Каховской ГЭС. Все это объективные экономические показатели, которые лучше всего отвечают на вопрос о влиянии санкций.
– Как воспринимаете отказ Запада признать российский статус области?
– Что касается "непризнания", идущему вперед каравану нет дела до лая чужих собак, даже если он очень громкий.
– Какой видите Херсонскую область через пять-десять лет?
– Помните, в начале прошлого века премьер Столыпин мудро сказал, что России нужно 20 лет спокойного развития – и вы ее не узнаете. Так и сейчас. Как только настанет мир, в Херсонской области начнется совсем другая жизнь. У региона есть все, чтобы сделать рывок в развитии экономики, инфраструктуры и, как следствие, в качестве жизни людей. Только пригодных для обустройства пляжей свободных морских берегов у нас, по некоторым оценкам, как у Крыма и Краснодарского края вместе взятых. Не сомневаюсь, в течение считанных лет они будут обустроены, появятся дороги, гостиницы, другая курортная инфраструктура.
– Какие еще возможности есть у региона?
– Развитие современного высокопроизводительного сельского хозяйства. Причем мы ставим перед собой цель развития глубокой переработки своего сырья на месте, чтобы максимум рабочих мест и добавленной стоимости, налогов оставались в области и работали на херсонцев. Для этого расширяем перечень видов господдержки аграрного производства. В этом году наши сельхозпроизводители уже оформили почти в четыре раза больше субсидий, чем в прошлом, – 535 миллионов рублей. Безусловно, Херсонская область будет развиваться и как промышленный регион, важный логистический узел на юге страны. А все вместе это означает высокий уровень и качество жизни. Пройдет всего несколько лет, и привлекательность региона для жизни вырастет настолько, что сюда будут стремиться как в Краснодарский край. Абсолютно в этом уверен. И это прекрасно – растущей экономике потребуется много квалифицированных специалистов. Но первую скрипку все равно играть херсонцам. Людям, для которых эта земля – родная. Им жить здесь и развивать Херсонскую область.