В мае в Риме приступил к работе новый посол России в Италии Алексей Парамонов, который ранее возглавлял первый европейский департамент МИД РФ. За годы своей дипломатической карьеры он не раз приезжал в Италию, в частности, в 2008-2013 годах был генеральным консулом РФ в Милане. Его новая командировка на Апеннины пришлась на очень сложный период в отношениях между Россией и Западом. В своем первом интервью в должности посла дипломат рассказал РИА Новости о том, как он оценивает нынешнюю ситуацию в двусторонних отношениях, что думают обычные итальянцы о конфликте на Украине и существует ли в этой стране проблема "отмены" русской культуры.
– Алексей Владимирович, прошло уже четыре месяца с того момента, когда вы прибыли в Рим в качестве нового посла России. Как вы могли бы в целом охарактеризовать сегодня ситуацию в отношениях с Италией, страной, которую вы хорошо знаете и где прежде проработали не один год?
– Отношения России с Италией, на мой взгляд, сейчас переживают драматический момент. Видим, как уже полтора года под влиянием фактора блоковой принадлежности, внешнего давления и эмоций Италия оказалась односторонне отторгнута от России. Рим включился во все возможные антироссийские действия – поставку вооружений и разведывательных данных киевскому режиму, распространение антироссийской украинской пропаганды и так далее. Увы, как и остальные страны НАТО, Итальянская Республика опосредованно стала участником украинского конфликта на стороне Зеленского.
Однако пока между Россией и Италией поддерживаются дипломатические отношения. Наши собеседники в Риме, в том числе на самом высоком уровне, постоянно заявляют, что сейчас это не менее важно, чем раньше, когда ситуация в мире была совершенно иной. Используем эти каналы для передачи информации, доведения различного рода официальных посланий, защиты интересов юридических и физических лиц, для сохранения хотя бы минимального межгосударственного общения и предотвращения опасных недопониманий относительно ключевых аспектов на двустороннем и международном контуре. Надо признать, что ущерб двусторонним отношениям нанесен огромный, но, вероятно, точка невозврата еще не пройдена. Вот только неустойчиво балансировать на ее краю – вряд ли хорошее, взвешенное решение.
– Насколько известно, вы и ранее никогда не ограничивались контактами с официальными представителями власти, стремясь общаться с самым широким кругом итальянцев. Что вы думаете по поводу нынешнего соотношения между общественным мнением в Италии и позицией правительства относительно оказания всесторонней, в том числе военной, помощи Украине?
– Наше общение с итальянским гражданским обществом, обычными гражданами, не занимающими административных постов, убеждает нас в мудрости, здравом смысле и открытости итальянского народа. Большинство итальянцев однозначно высказываются за сохранение дружественных отношений с Россией. Не желают ничего, кроме как скорейшего завершения украинского конфликта, отмены санкций и возвращения к прежнему конструктивному и взаимовыгодному диалогу.
Многие итальянцы, будучи католиками и истинными приверженцами антимилитаристских взглядов, прислушиваются к гуманистической и уравновешенной позиции папы Римского Франциска. Они поддерживают предпринимаемые им дипломатические усилия и прекрасно понимают, что конфликт на Украине не прекращается исключительно из-за того, что Италия и другие западные страны направляют Киеву большое количество вооружений и другой военной помощи. Нынешним летом местные активисты даже пытались добиться проведения референдума по вопросу о прекращении накачки режима Зеленского оружием. Несмотря на полный информационный бойкот, им удалось собрать около 400 тысяч подписей, что красноречиво говорит о настроениях в итальянском обществе.
– Из уст самых высоких руководителей Италии мы неоднократно слышали заявления о необходимости урегулирования конфликта на Украине дипломатическим путем. Однако одновременно правительство страны продолжает осуществлять поставки оружия киевским властям. Какова логика подобного поведения?
– Нынешний итальянский кабинет не отличается особой дипломатичностью в подходах к решению ситуации на Украине. Если взять заявления высших должностных лиц, то они, как правило, сводятся к не выдерживающим никакой критики утверждениям, согласно которым, для завершения конфликта надо собраться и поставить Киеву как можно больше вооружений, помочь Зеленскому победить и добиться некоего "справедливого мира", "свободы Украины".
Самое удивительное, что мы слышим в Риме, так это то, что Зеленский и его режим якобы отстаивают принципы европейской цивилизации и заодно антифашистские основы итальянской государственности. Приходится объяснять нашим собеседникам, что на самом деле Киев исповедует идеологию гитлеровских преступников и их пособников – Бандеры, Шухевича и Коновальца, которая предусматривает "освобождение" от всего русского и отказ от собственной истории. Это идеология маленького фюрера, в которого превратил себя обитающий сейчас на Банковой персонаж. Начиная с 2014 года в этом на практике убедились ДНР, ЛНР, а затем Запорожская и Херсонская области, жители которых на референдумах выразили желание от этой идеологии спастись и вернуться в Россию.
– Вы постоянно читаете итальянскую прессу, смотрите местное телевидение. В то же время вам приходится общаться с представителями политических и бизнес-элит, видными интеллектуалами. Удалось ли, на ваш взгляд, в Италии сформировать негативный образ России?
– К сожалению, итальянский информационный мейнстрим, как часть общезападного медийного пространства, не доводит правдивую информацию о России. Местные СМИ умышленно замалчивают практически все новости о российской внутренней повестке, о проведении крупных международных форумов, успешно реализованных планах национального развития, о культурной жизни, инфраструктурных проектах, благоустройстве городской среды и так далее. Это цели, которые никто не отменял и которые в условиях СВО находятся в центре внимания российских властей и общественности.
К тому же местная пропаганда преуспела в создании ореола токсичности вокруг любого деятеля, который позитивно реагирует на Россию и ее действия. Это может сопровождаться не только травлей в СМИ, но и даже "оргвыводами": потерей профессии и репутационными издержками. По этой причине многие наши единомышленники, а их немало в Италии, не высказываются публично, боясь преследований.
– В прошлом нашим странам удалось наработать существенный задел в области торгово-экономического сотрудничества. Теперь ситуация кардинально изменилась. Так, например, официальный Рим взял курс на полный отказ от российского газа. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Все в Италии обеспокоены ухудшающейся социально-экономической ситуацией, взлетевшими ценами, ростом бедности, увеличением государственного долга и дефицита национального бюджета.
При этом полностью отсутствует нарратив, внятное объяснение относительно причин этого кризиса. А ведь значительную роль сыграли санкции, подрыв Западом устойчивой модели экономического взаимодействия между Российской Федерацией и Европейским союзом. Например, Италия по своей инициативе уже сократила закупки в России дешевого природного газа с 30 миллиардов до восьми миллиардов кубических метров и намерена вообще отказаться от российских энергоносителей. Отсюда возросшие расходы на поиск новых поставщиков, доставку, логистические цепочки. Параллельно взлетели цены на услуги ЖКХ, продукты первой необходимости и так далее. Чувствуем это даже сами по выросшим почти в два раза счетам за электроэнергию, поступающим в посольство с начала этого года.
– В связи с развитием украинского кризиса на Западе возникла тема "отмены" русской культуры. Италия всегда позиционировала себя как крупную культурную державу. Существует ли на Апеннинах эта проблема?
– Высшее руководство Италии – президент и председатель Совета министров – неоднократно высказывались против отмены российской культуры. Уверены, что по-другому и быть не могло, ведь Италия в культуре является одной из "супердержав", колыбелью европейской и мировой цивилизации. Однако на деле не все так благополучно. Широко известны истории с отменой в Италии выступлений российских деятелей культуры: Валерия Гергиева, Дениса Мацуева, Валентины Лисицы, Сергея Полунина и других. При этом мы являемся свидетелями нового феномена, когда, например, выступать на ведущих концертных площадках классической музыки приглашаются только исполнители, публично осудившие СВО. Что это, как не идеологическая цензура и дискриминация деятелей культуры по политическим мотивам?
Кроме того, отдельные радикальные элементы в рядах трудолюбивой, в своей основной массе, украинской диаспоры на Апеннинах в последнее время взяли за правило оказывать давление, в том числе угрозами физической расправы, на руководителей тех итальянских структур, которые набрались смелости организовать мероприятия совместно с россиянами, занимающимися развитием культурных или двусторонних связей, и приглашать в Италию российских музыкантов, танцоров, артистов, художников. Мы тщательно фиксируем такие случаи и информируем о них итальянскую сторону. Однако до последнего времени мы не видели желания со стороны итальянских властей, несмотря на все заверения, реально противостоять агрессивным намерениям распоясавшихся украинских нацбоевиков, обустроившихся на итальянской земле.