Родион Константинович принимает поздравления и награду: первую медаль Чайковского за особые заслуги в области отечественной классической музыки.
Ее вручает Русское музыкальное общество, одна из старейших культурно-просветительских общественных организаций, возрожденная меценатами.
В честь композитора в Мариинском театре с 10 по 31 декабря проходит фестиваль "Щедрин-90".
За это время будут сыграны почти все крупные сочинения мастера. Некоторые из работ были написаны специально для Мариинки и его художественного руководителя, друга Родиона Константиновича — Валерия Гергиева.
Во многих балетах, музыку к которым писал Щедрин, танцевала его жена и муза Майя Плисецкая. Они познакомились в 1955 году на вечере Лилии Брик.
Балерине тогда было 29 лет, а композитору — 22 года. Встречаться начали через три года, а их брак продлился 57 лет.
По признанию обоих супругов, в их семейной жизни не было скандалов и долгих ссор.
Майя Михайловна была вспыльчивой, но быстро отходила. Родион Константинович рассказывал, что дома, вне сцены, Плисецкая не была похожа на диву, требовавшую оваций. Она была доброй, участливой, заботливой.
Щедрин — автор семи опер, пяти балетов, трех симфоний, 14 концертов. Он также создал множество произведений инструментальной, вокальной, хоровой музыки.
Его работы звучат в фильмах и театральных постановках.
Московская консерватория тоже отметит юбилей композитора. В фойе развернута экспозиция редких документов из архива, представлены рукописи мастера и ноты с автографами.
А в Малом зале состоится гала-концерт "Vivat, Щедрин!" Прозвучат фортепианный цикл "Дневник", пьеса "Belcanto in the Russian Mode", "Телеграммы", хоровые композиции "Утро", "Алый парус", "Вечер замедленный", "Колыбельная" и другие произведения.
"Музыка к балету "Конек-горбунок" — моя очень ранняя работа. Но этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой "поймал" я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена", — говорил Щедрин.
Партия в этой постановке была одной из запоминающихся у Плисецкой.
Идея создания балета "Анна Каренина" появилась у Майи Михайловны в 1967 году, когда она снималась в одноименном фильме.
Музыку написал Щедрин, а балерина описывала ее как "театральную и пластичную".
"Композиторская деятельность — это всегда цель, но она в письменном столе существует, — признавался Родион Константинович. — Я бы сказал, что я человек, который старается осуществить свои замыслы и мечты".
Родион Щедрин обратился к произведению Гоголя "Мертвые души" по заказу Большого театра и работал над оперой около десяти лет.
Композитор написал либретто, а премьера состоялась в ГАБТе в 1977 году.
Как отмечали критики, в опере заметны реалистические традиции, которые подчеркиваются духом народной музыки.
"Самое важное для каждого человека искусства, а может быть и для любого рода человеческой деятельности, — это иметь к делу талант или способность и чувство внутренней свободы", — говорил Щедрин.
Сам композитор определяет свой стиль как "поставангардный".
Он работал в разных жанрах: сочинения концертного типа для разных инструментальных составов, оркестровые сюиты, произведения кантатного типа (среди них есть и связанные с образами русского или древнерусского искусства).
Произведения Щедрина с аншлагами идут на современных подмостках.
Так, в Новосибирском театре оперы и балета недавно представили "Кармен-сюиту", замысел которой принадлежал Плисецкой. Балерина многие годы мечтала воплотить в танце этот образ.
Майя Михайловна привлекла к постановке кубинского хореографа Альберто Алонсо. Благодаря транскрипции Щедрина из музыки Жоржа Бизе к операм "Кармен" и "Арлезианка", родилось цельное музыкальное произведение, в нем — эмоциональность, конфликты и драматизм знаменитого сюжета.
Летом открылся Музей-квартира Майи Плисецкой на Тверской улице. Квартира передана в дар Музею имени Бахрушина Родионом Щедриным.
"Наши сотрудники изучили почти десять тысяч предметов из архивов семьи Щедрина и Плисецкой, которые пополнили фондовую коллекцию", — отмечали в музее.
Здесь — работы Марка Шагала, Фернана Леже, Анатолия Зверева и других мастеров. Картины и другие личные вещи балерины и композитора воссоздают творческую атмосферу.