Писатель пока жив, свобода слова — не очень

Читать на сайте Ria.ru
Перед нами тот самый случай, когда отклик на событие становится важнее события как такового. Они там каждый день на него откликаются — да, даже сейчас. Речь о том, что Салман Рушди, индо-пакистано-британо-американский писатель, видимо, все-таки будет жить после покушения на него в штате Нью-Йорк на прошлой неделе. Хотя пятнадцать ножевых ран для 75-летнего человека — это не очень весело, и нельзя сказать, что он хорошо себя чувствует. Но тем более нельзя сказать, что хорошо себя чувствует то главное, что имя Рушди собой олицетворяет, — принцип (или фантом) свободы слова. Об этом большая часть откликов.
В любом случае покушение на него — символ конца эпохи. Примерно как в 1980-м такой же псих и в том же Нью-Йорке убил Джона Леннона. Психи — явление непредсказуемое, они случайность, но ведь должна же была быть какая-то дата, по которой мы отсчитываем и без того уже очевидный в тот момент конец двух десятилетий радикального безумия молодого поколения, охватившего весь мир. Леннон был одним из главных символов и идеологов такового, и все так его смерть и восприняли: вот теперь точно конец.
Байден заявил, что шокирован атакой на писателя Рушди в Нью-Йорке
А Рушди, начавший всерьез писать как раз в 1981 году или чуть раньше, стал одним из ключевых идеологов (или символов) эпохи следующей, эпохи неумолимого шествия глобализации по планете. Тут такая история: всемирно прославился он поначалу смертным приговором, который ему вынес иранский аятолла Хомейни за книгу "Сатанинские стихи" (1988), которая якобы направлена против ислама и Пророка. С тех пор писатель десять лет скрывался под защитой британской полиции, а на него все покушались и покушались. И вот это снова происходит…
Но что важно: сам Рушди в автобиографической книге "Джозеф Антон" пишет, что книга совсем о другом. О глобализме и о том, что он делает с мигрантом из одной цивилизации в другую, что творится у этого мигранта в голове. А там, в голове, — дикая смесь богов, идеологий — в общем, сказка, иногда жуткая. То есть приговор писателю вынесли люди, которые книгу не читали или не способны были понять, о чем она.
Сам Рушди эту глобалистскую смесь идей в головах и олицетворяет. Этот человек — феномен. Можно смело утверждать, что из всех живущих ныне писателей мира никто не одарен так, как Рушди (ну разве испанец Артуро Перес-Реверте). То, что Рушди вытворяет со словами, образами, абзацами — это чудо, а населяющие его книги реальные и сказочные персонажи — сплошной праздник.
Роулинг заявила в полицию из-за угроз после нападения на Рушди
Но одновременно он как идеолог бывает немыслимо отвратителен — хотя тут, понятно, дело вкуса и убеждений. Рушди — какая-то карикатура на человека Востока, который, эмигрировав на Запад, стал настолько западником, что учит местных западнизму. Он носитель буквально всех обязательных убеждений, называемых либеральными, глобалистскими, демократическими, — той самой идеологии, которая довела Запад в целом до изнурения и катастрофы, а США до грани гражданской войны.
Что лишний раз напоминает нам об очевидном: литературный (музыкальный и так далее) дар свыше — это одно, а как человек им распорядится — другое. То есть если у человека дрянные или странные политические взгляды, это еще не значит, к сожалению, что он плохой писатель, клоун или актер. Или наоборот — взгляды таланта не гарантируют.
И вот пример его воззрений: Рушди — не враг ислама. Он враг вообще всех религий, как это и положено настоящему глобалисту. И правда, зачем религия и традиции со старой культурой, если есть все то же самое, но новое и общее для кого угодно — пакистанцев или англичан, — подлежащее навязыванию силой всем и каждому?
Елена Драпеко прокомментировала нападение на писателя Рушди
И Рушди одну из таких идей навязывал — что право высказаться важнее даже права на жизнь. Речь о том, как он требовал от охранявшей его полиции Великобритании давать ему возможность выступать в больших и малых аудиториях, даже если в этой аудитории фанатики могли взорвать не только его, а еще много ни в чем не повинных людей.
И вот сегодня отклики о неудавшемся покушении на Рушди… Ну то есть они разные. Говорят и об исламе, и о политике. Например, что Запад как-то увлекся своими нынешними войнами и провокациями, забыв, что всего два с лишним десятилетия назад считал главной для себя угрозой бешеный джихадизм (за пределами своих границ и внутри их), — а зря забыл. Или: а не заговор ли это, когда кто-то в Вашингтоне хочет устроить еще одну войну, в этот раз с Ираном, и какая разница, что нападал на писателя американский гражданин ливанского происхождения? Все равно это наверняка Иран…
Напавший на писателя Салмана Рушди мог симпатизировать КСИР, сообщили СМИ
Но самые умные и горькие слова — про то самое, про свободу слова. Вот американские мысли по этому поводу: "Уже сколько лет наши площадки для дискуссий эволюционировали только в одном направлении: в сторону пункта проверки багажа в аэропортах. Сколько осталось до того момента, как любой желающий обсудить книги будет вынужден снимать обувь, объяснять, что в колене у него металлический протез, а заодно выбрасывать бутылку воды?"
Пишет, заметим, идейный собрат Рушди, то есть демократ, — литературный критик из The Washington Post. И, понятно, обвиняет во всем республиканцев и прочих консерваторов. Перечисляет случаи, когда местные власти "красных" штатов готовят законы, по которым книги будут символически штрафовать и даже держать в тюрьме. Речь о каких книгах? А насчет ЛГБТ и всего прочего, что навязывают детям. Вот это здорово, а когда навязывали, то проявляли терпимость? Такую, как у Рушди? Который республиканцев и лично Дональда Трампа (а по сути — их образ мысли) считает ужасом без конца?
А чем, собственно, эта либеральная идеология отличается от джихадистского фанатизма, если навязывает всем обязательные взгляды (это тоже из The Washington Post)?
Сунак на фоне нападения на Рушди призвал признать КСИР террористами
Или высказывания литературоведа с одной из двух идейных родин этого человека, из Великобритании. С хорошими определениями: "Свобода слова — одна из самых скользких концепций в политической философии… На этом сомнительном фундаменте выросло здание законов о клевете, подстрекательстве и позже — причинении обиды". И еще при прежних правительствах идеи оскорбления и распространения ненависти приобрели облик законов. Оказалось, что если ты что-то сказал, а кто-то обиделся, то виноват ты, а не обиженный. А тут еще появился и окреп интернет. Результат: сегодня кто угодно может распространять что угодно, это будет незаконно, но технически ненаказуемо. Рушди, по крайней мере, ставит на обложке книги свою фамилию и не скрывается.
Вот такая началась эпоха: говорить ничего нельзя, но все можно (если анонимно). Все друг друга обижают и все ненавидят. И — нет, это так везде, не только на Западе. Кстати, эпоха эта делает бессмысленным существование писателей, а также поэтов, философов и политиков — если, конечно, они хотят что-то сказать в открытую.
Обсудить