МОСКВА, 2 июн — РИА Новости, Кирилл Каримов. В стране заработала система параллельного импорта: товары брендов и производителей, покинувших российский рынок, теперь можно ввозить без разрешения правообладателя. В списке Минпромторга много электроники, относящейся к категории "технически сложные изделия". О том, кто и как будет обслуживать гаджеты и дадут ли на них гарантию, — в материале РИА Новости.
Параллельный импорт
В мае в магазинах появились электронные устройства, официально в стране не представленные. Один из принципов, по которым товары включают в список нового импорта, — прекращение поставок. Но, как подчеркивают в Минпромторге, это не означает легализации контрафакта. Речь о ввозе через альтернативные каналы.
По российскому законодательству гарантийное обслуживание и использование оригинальных запчастей при ремонте — обязанность продавца. Это распространяется и на параллельный импорт. Однако что получится на практике, пока не очень понятно.
"Конечно, ввозимые товары не контрафакт: они проходят все контрольные и таможенные процедуры, в теории на них распространяются гарантийные обязательства и право на техподдержку, — объясняет Александр Рожков, директор по продуктам и технологиям Группы Т1. — Но это если у производителей есть два вида гарантии — международная и национальная (вторая как раз направлена против параллельного импорта). Теперь же ответственность за гарантийное и техническое обслуживание ложится на продавца, импортера или уполномоченную ими организацию, что не противоречит российскому закону о правах потребителей. Вот только все они часто отсылают потребителей к официальным импортерам и дилерам (которых теперь не будет), отказываясь удовлетворять требования самостоятельно".
Пока прецедентов немного. Например, в Россию попала партия смартфонов Samsung A53 и A73, которые появились в соседнем Казахстане. Стоимость "середняков" высока, но в DNS обещают, что официальная гарантия на них будет распространяться, причем обратиться можно как в сервис самого магазина, так и в авторизованный Samsung.
Нелегальные обязательства
Рынок серой электроники сжимался в последние годы, но никогда не исчезал полностью: многочисленные продавцы на "Совке" или "Горбушке" торговали смартфонами, планшетами, фотоаппаратами и ноутбуками, часто ввезенными не совсем легально. Вопрос с обслуживанием такой техники решался по-разному. Это зависело от конкретного продавца — к официальному импортеру данные экземпляры не относились.
"Ну и главный риск подобной покупки: производитель не несет гарантийных обязательств, — предупреждали в "LG Россия" еще до параллельного импорта. — Если что-то случится, решать проблему придется самостоятельно и за свой счет. Надеяться на продавца не стоит. Нередко так торгуют фирмы-однодневки, спросить с которых что-либо крайне сложно. В соответствии с ФЗ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" ответственность за дефекты товара, включая устранение недостатков, несет изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель либо импортер товара. Нет серийного номера конкретного телевизора в списке у импортера — нет и официальной гарантии".
"Серовозы", дорожившие репутацией и клиентской базой, все-таки брали на себя определенные обязательства. Например, сотрудничали со сторонними сервисами, где могли обслужить за счет продавца. Или вынести вердикт о производственном дефекте — тогда у покупателя был шанс, что серый магазин устройство вспомнит, вернет деньги, предложит компенсацию за неудобства.
"Мы сотрудничали с небольшими магазинами, брали на поддержку компьютеры Mac. Насколько помню, машины были из Америки и Эмиратов. Если возникала мелкая неисправность, скажем, нужно было заменить клавиатуру на MacBook, меняли. Что-то крупное заказчик обычно не согласовывал. Так, материнская плата для Mac стоит немало, да и найти оригинал сложно. Чаще же в проблемах были виноваты сами пользователи. То есть и в авторизованном сервисе в гарантийном ремонте отказали бы", — говорит Анатолий Головков, владелец сервиса по ремонту компьютерной техники.
Вообще же перспективы техники Apple в России пока туманны. К компании, одной из первых прекратившей поставки, но не объявившей об уходе, большие продавцы относятся с опаской. Собеседник РИА Новости в одной из крупных торговых сетей рассказал, что ретейлер еще обдумывает, как ввозить "яблочные" устройства по параллельному импорту. В Купертино следят за оптовыми партиями, и есть вероятность, что американцы такие гаджеты на территории России станут блокировать.
"Неофициалы будут уклоняться"
Авторизованные сервисы, осуществляющие гарантийный ремонт, в эпоху параллельного импорта никуда не денутся. Производители не спешат отзывать у них лицензии. Так что на высококвалифицированное обслуживание и современные средства диагностики неполадок вполне можно рассчитывать.
"Такие центры уже взяли на себя значительную часть работ по поддержке, — отмечает Наталия Сляднева, руководитель направления сервиса вычислительных систем ИТ-компании "КРОК". — Для этого часто требуется перезаключить договор, но многие компании охотно идут на контакт с отечественными игроками. Вычислительное оборудование довольно сложное в эксплуатации. Для его поддержки нужна соответствующая экспертиза".
Останутся на рынке и неофициальные сервисы, которые всегда заманивали низкой ценой. Это не значит, что обслуживание там недобросовестное, многое зависит от регуляторов, защищающих права потребителей, в том числе Роспотребнадзора.
"Легализация параллельного импорта может привести к всплеску числа неофициальных сервисов и отсутствию гарантии надлежащего качества. В этой ситуации важна позиция профильных регуляторов. При самом негативном сценарии неофициалы будут уклоняться от удовлетворения требований, связанных с качеством, использовать в ремонте несертифицированные комплектующие", — предупреждает Александр Рожков.
Как сервисмены получат доступ к запчастям — отдельный вопрос. Авторизованные сервисы полностью зависят от прямых поставок производителя. Впрочем, на комплектующие параллельный импорт тоже распространяется.
"Прямо сейчас обслуживание по гарантии и техническая поддержка в большинстве случаев практически приостановлены, — говорит Григорий Харевский, директор по маркетингу магазина Allsoft. — Вендоры все еще заменяют устройства с дефектами по гарантии. Надеемся, это не изменится. На конкретном примере компьютерного оборудования американской компании SuperMicro можем предположить, что не исключен рост цен на оригинальные запчасти".
В Минпромторге рассчитывают, что параллельный импорт заработает в полную силу уже летом и прилавки магазинов заполнят новые партии техники.
Эксперты сходятся в одном: потребителям стоит бережнее относиться к гаджетам. По крайней мере до тех пор, пока не прояснится ситуация с обслуживанием.