На первом августовском заседании Кабинета министров Украины был одобрен законопроект "Об основах государственной политики переходного периода".
Несмотря на неприметное название, сам законопроект является бомбой — как минимум в контексте недавно озвученного Зеленским желания сделать Украину сильным государством и всех разбомбить. Согласно преамбуле, будущий закон "направлен на унификацию подходов к деоккупации временно оккупированных территорий, а также реинтеграцию этих территорий и их жителей". В переводе на человеческий — речь идет о "мриях" о "прекрасной Украине будущего", которая будет контролировать Крым и весь Донбасс, с размахом поражать в правах местное население и промывать ему мозги, а территории застраивать бесчисленными памятниками и мемориалами в честь "перемоги" над Россией.
Законопроект описывает действия украинской власти, а также устанавливает нормы, которые будут действовать в так называемый переходный период. Это период времени, в течение которого, по мнению украинской власти, под контроль Киева будут сначала переходить, а потом реинтегрироваться Крым и неподконтрольная часть Донбасса. Именно поэтому данный период разбит на два — конфликтный и постконфликтный.
Разумеется, в новом законопроекте в очередной раз фиксируются понятия "государства-агрессора" и "государства-оккупанта", "оккупационных сил Российской Федерации", "оккупационных администраций Российской Федерации" и даже "временной оккупации", хотя последнее полная бессмыслица, поскольку оккупация — если это именно она — по определению временная. В документе разве что добавляются прямые установки, что Украина будет требовать от Москвы компенсации за ущерб, нанесенный ей вследствие вооруженной агрессии России.
«
Интересным нюансом, который предполагается зафиксировать именно на уровне закона, является то, что Киев не будет признавать принудительное или автоматическое получение гражданами Украины российского гражданства. И это не станет основанием для потери украинского гражданства. Речь явно о жителях Крыма. Но эта же норма как бы подразумевает потерю украинского гражданства в случае добровольного получения российского, как это происходит в Донбассе.
Отдельно хотелось бы отметить норму, намекающую на Крымский мост, трассу "Таврида" и прочие новостройки: "Объекты права собственности оккупационных сил и оккупационных администраций, <…> размещенные на деоккупированных территориях (в том числе созданные после начала временной оккупации), переходят в собственность государства Украина".
Но в тексте проекта есть не только умозрительные, но и вполне реальные для киевских чиновников возможности наложить лапу на что-то интересное.
Немалая часть документа посвящена промыванию мозгов проживающих в Крыму и в Донбассе людей после их "деоккупации". И там не только "гуманитарная политика в сфере возобновления и сохранения национальной памяти украинского народа", осуществление эффективной образовательной и информационной политики, меры национально-патриотического воспитания, "обеспечение права на правду", "день освобождения от российской оккупации" и тому подобная геббельсовщина. Кстати, насильственная украинизация всех и вся, конечно же, тоже не забыта.
Есть еще и целая статья, посвященная "чествованию памяти жертв вооруженной агрессии". А это строительство Национального музея преодоления агрессии России против Украины в Киеве и его филиалов в Донецке, Луганске, Симферополе и Севастополе плюс мемориальных комплексов жертв агрессии в них же. Также расстановка памятников, памятных досок, знаков во всех населенных пунктах Крыма и неподконтрольного Донбасса и многое другое. Тут уже явно намерение промыть мозги соседствует с намерением освоить бюджеты. Причем если касательно Донецка или Симферополя это стремление выглядит умозрительным, то в Киеве начать можно сразу после принятия закона.
Ну и как же без преследования и поражения в правах!
Проект прямо запрещает освобождать от уголовной ответственности лиц, действия которых причинили смерть человека или привели к тяжким телесным последствиям (то есть всех, кто прямо или косвенно участвовал в боевых действиях).
Кроме того, предлагается лишить возможности быть избранными лиц, которые были в составе оккупационных сил и/или оккупационных администраций и не причинили вреда жизни и здоровью граждан. Как минимум это любые представители власти, а при более широком толковании и все бюджетники.
Личных прав (неприкосновенности жилища, личности и так далее), согласно документу, лишаются не только будущие "освобожденные" сограждане, но и живущие на прилегающих территориях.
Само собой, выборы могут быть проведены только после деоккупации: Киев давно плюет на Минские соглашения, а Запад сознательно закрывает на это глаза. Причем выборы возможны только после окончания второй части переходного периода — постконфликтного. Да и то если власти Украины посчитают проведение таких выборов возможным (то есть по максимуму — никогда) и не ранее очередных украинских выборов.
Но кто же будет избираться, если большинство будет поражено в правах? И на этот вопрос у авторов есть ответ: они собираются формировать кадровый резерв чиновников для работы на деоккупированных территориях! То есть сразу после принятия закона жители Коломыи и Тернополя получат возможность записаться в будущие мэры Ялты и Керчи. Разве это не прелестно?
Нужно сказать, что решение украинского правительства одобрить этот законопроект стало довольно неожиданным: в повестке дня заседания правительства его не было. Хотя о разработке было известно довольно давно — еще с сентября 2020 года. Но дело двигалось ни шатко ни валко.
Нынешней зимой, когда Украина пошла на обострение в Донбассе, в Раду был внесен другой законопроект — предполагающий уголовную ответственность за так называемую коллаборационистскую деятельность большинства жителей Крыма и неподконтрольного Киеву Донбасса, а также немалого количества жителей подконтрольной территории. Но тогда желание что-либо обострять в Донбассе Киеву в сжатые сроки отбили, в итоге законопроект, поданный сразу 37 депутатами правящей партии, так и лежит без движения.
Почему украинская власть вновь идет на эскалацию (а законопроект — это именно она, хотя бы из-за прямого противоречия документа Минским соглашениям), остается только гадать. Возможно, Зеленский таким образом готовится к поездке в Вашингтон, укрепляя свои ястребиные позиции. Возможно, ему так советуют делать, причем не только окружение, но и внешние, скажем так, советники. К примеру, из Лондона. А может, даже из Вашингтона.
Понятно, что в случае принятия у такого закона нет шансов быть исполненным. Но зато задачу еще раз закрепить отказ Украины от Минских соглашений он выполняет.