Итальянский фильм "Наш отец", получивший Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале 2020 году, покажут в России. Актер Пьерфранческо Фавино, исполнивший в картине главную роль, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Анастасии Ивановой о сложностях в работе над фильмом, о влиянии советского кинематографа на свои взгляды и о том, как он пережил острый период пандемии COVID-19 в Италии.
— В воскресенье в Москве, а затем и в других крупных городах России, выйдет фильм "Наш отец", в котором вы исполняете главную роль. Действие кинокартины происходит в 1970-е годы — период, который в Италии называют "свинцовые семидесятые". Расскажите, пожалуйста, для российского зрителя, что происходило в Италии в это время? Какие исторические события легли в основу фильма?
— В Италии 70-е годы были ареной огромной политической и военной напряженности, периодом, когда государство столкнулось с экстремистскими террористическими группами как правого, так и левого толка. Это столкновение привело к большому количеству смертей и породило атмосферу страха и неуверенности, которая также повлияла на гражданское общество.
В эти годы и разворачивается сюжет. Он основан на реальном событии из газетной хроники, а именно – покушении на отца режиссера Клаудио Ноче Альфонсо Ноче (который в то время был заместителем комиссара полиции – ред.), совершенного членами Nuclei Armati Proletari ("Вооруженные пролетарские ячейки" — ультралевая террористическая группировка, действовавшая преимущественно на юге Италии в 1970-х годах – ред.)
— В этом фильме реальность перемешивается с фантазией, и порой трудно уловить, где проходит грань между ними. У мальчика Валерио, перенесшего психологическую травму, появляется друг Кристиан. Он – реальный друг или все-таки плод воображения героя?
— Все повествование в фильме идет от лица Валерио, мальчика чуть более 10 лет, и все происходящее отражает его переживания. В этом возрасте грань между реальным и воображаемым все еще размыта, и два мира взаимодействуют друг с другом, переплетаются, не беря в расчет срочность взрослых планов. Я считаю, что фильм стремится вернуть зрителя в ту область вероятной реальности, где все возможно.
— С какими трудностями вы столкнулись при работе над этой ролью? Вам уже доводилось ранее работать с режиссером Клаудио Ноче?
— Сложность заключалась в возможности совместить две роли — актера и сопродюсера фильма. Я столкнулся не столько с техническими трудностями, сколько с личными: когда я играл отца режиссера, воспроизводя детали того, что стало таким травмирующим событием для Клаудио, это заставило меня почувствовать, что передо мной нечто большее, чем фильм. Мы были знакомы с Ноче несколько лет, но еще не работали вместе. Я рад, что наше знакомство связано со столь важной для него историей.
— Как итальянская публика восприняла фильм?
— Очень хорошо. К моменту, когда вышел фильм, кинотеатры только возобновили работу (после частичного снятия ограничений по COVID-19 – ред.). Интерес, который Венецианский кинофестиваль вызвал вокруг фильма, принес ему большой успех. К сожалению, меры по закрытию из-за COVID прервали этот путь, однако потом фильм вышел на различных платформах и пользуется большим спросом.
— В одном из своих последних фильмов "Предатель", с которым российский зритель познакомился на российско-итальянском кинофестивале RIFF в 2019 году, вы сыграли мафиози (сицилийского босса Томмазо Бушетта – ред.), в фильме "Наш отец" – роль комиссара полиции. Сложно ли было перевоплотиться? Какую роль оказалось легче сыграть? Какая из них вам больше нравится?
— Мы говорим о мужчинах, чья жизненная логика диаметрально противоположна, поэтому, конечно, подход к исполнению этих ролей не может быть одинаковым. Как актер я всегда стараюсь в любом случае отбросить свои личные суждения о персонажах, которых я должен сыграть, чтобы понять мотивы, которые ими движут, не смешивая их со своими.
Обе роли были интересными и сложными, я не отдаю предпочтение ни одной из них. Однако правда в том, что роль в "Предателе" побудила меня изучить более долгий путь жизни (Бушетта – ред.) и трансформации.
Итальянский актер Пьерфранческо Фавино
— Вы когда-нибудь были в России?
— Я был несколько раз в Москве по разным поводам, но я хотел бы иметь возможность посетить страну, чтобы увидеть ее во всем ее многообразии, больше узнать о ее красотах и великой культуре.
— Не думали сыграть в российском кино? Поступали ли такие предложения?
— Мне бы очень хотелось, но думаю, что для начала мне надо выучить язык. Предложений пока не поступало, но у меня была возможность познакомиться с деятелями российского кинематографа на фестивалях и посмотреть их картины.
— Вы хорошо знакомы с российским и советским кинематографом? Какие фильмы, режиссеры вам нравятся больше всего?
— Не могу назвать себя экспертом в российском кино, но знаю несколько фильмов и режиссеров российского кино как большой любитель кинематографа. Я очень полюбил режиссеров, которые в прошлом изменили мой взгляд на кино, я имею в виду Калатозова, Тарковского, Михалкова, Сокурова. За последнее время меня очень впечатлила работа Звягинцева: и "Возвращение", и "Левиафан" являются одними из моих любимых фильмов последних лет.
Итальянский актер Пьерфранческо Фавино
— В 2020 году мир столкнулся с новым вызовом — пандемией коронавируса. Италия оказалась одной из первых стран, которые больше всего пострадали от COVID-19. Как вы пережили период самоизоляции? Вы продолжали работать? Вы сами переболели вирусом?
— Я все еще переживаю этот период! Это очень сложный момент в нашей истории, для всех нас, но для артистов, особенно для тех, кто работает в театре, это стало одним из самых сложных периодов в истории. Я вместе со своей семьей следовал всем рекомендациям и пока мне повезло: я не подхватил вирус. Я работал, когда позволяла эпидемиологическая ситуация, и прерывал работу осенью, когда вирус начал распространяться с новой силой.
© AP Photo / Invision/Joel C Ryan
Итальянский актер Пьерфранческо Фавино
В целом работа деятелей культуры – актеров, режиссеров, писателей – предполагает постоянное общение с людьми: встречи, контакты, различные непредвиденные обстоятельства, и то, что можно из этого создать.
Осознание о том, что "Наш отец" предстанет в кинотеатрах перед реальной публикой в вашей стране, да еще и в таком количестве залов, — это знак, дающий мне большие надежды, за который я очень благодарен.