Культура

Гений и распутство — две вещи несовместные?

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 11 ноя — РИА Новости, Павел Сурков. Что делать, если талант поселился в мерзавце, а то и в преступнике? Как относиться к его творчеству? Смотреть ли "Джокера" в кино, танцевать ли под Джексона, слушать ли Burzum? Должны ли знания о личности автора влиять на впечатление от произведения? И возможно ли вообще отстраненное восприятие музыки?

Такой рок-н-ролл нам не нужен

"Джокер" в центре скандала. В одном из ярких эпизодов картины звучит песня Rock And Roll Part 2. Ее автор Гари Глиттер (настоящее имя — Пол Гэдд) отбывает срок за попытку растления и изнасилования девочки. До этого его уже два раза осуждали за хранение детской порнографии и приставание к несовершеннолетним. Что, впрочем, долгое время не влияло на популярность композиции — она звучала по радио и в фильме тоже казалась вполне оправданной.
Но в социальных сетях множатся призывы не ходить на "Джокера" в кинотеатры, а скачивать фильм на торрентах, чтобы не увеличивать кассовые сборы картины и тем самым лишить роялти педофила Глиттера.
То, что это отразится и на доходах создателей картины, протестующих не смущает. Как и то, что песня звучит именно в тот момент, когда Артур Флек превращается в суперзлодея Джокера.

Покидая Олимп

Майкл Джексон умер десять лет назад, но в этом году повышенное внимание к нему привлек документальный фильм "Покидая Неверленд". Картина основана на свидетельствах двух молодых людей — Уэйда Робсона и Джеймса Сэйфчака. В детстве они сотрудничали и дружили с Джексоном. И когда его в 2005 году обвиняли в растлении несовершеннолетних, Робсон стал одним из основных свидетелей защиты. Музыканта оправдали, сняв с него все обвинения. Но переживания, связанные с судебным процессом, как полагают некоторые, сказались на его физическом и психическом состоянии и привели к смерти.
Однако позже Робсон изменил показания. Его интервью, подкрепленное рассказом Сэйфчака о том, как Джексон приставал к маленьким мальчикам у себя на ранчо "Неверленд", собственно, и легли в основу документального фильма, получившего "Эмми".
Сам музыкант возразить уже не может, в фильме не было и интервью с его родственниками или близкими друзьями. Дочь Майкла Пэрис заявила, что готовит собственный фильм об отце, в котором опровергнет сомнительные свидетельства Робсона и Сэйфчака.
Но даже несмотря на голословность и неоднозначность обвинений, некоторые радиостанции, в том числе и в России, отказались от песен Джексона. Его озвучку даже вырезали из одного эпизода сериала "Симпсоны", а компания Louis Vuitton отозвала и извинилась за новую коллекцию, навеянную его сценическими образами.
Фильм про Майкла Джексона получил "Эмми" как лучшая документальная картина
Сила общественного порицания велика, но вот что делать после того, когда озвучат другую точку зрения и покойный Майкл вдруг очистится от обвинений (тем более что официальная позиция суда высказана почти 15 лет назад)?

Культ зла

А вот другой пример. Норвежский музыкант Кристиан Викернес, работающий под псевдонимом Варг, основатель проекта Burzum, увлекался различными оккультными практиками, занимался разнообразными антиклерикальными бесчинствами — например, вместе с единомышленниками поджег несколько церквей.
Во время ссоры с гитаристом группы Mayhem Эйстейном Ошетом по прозвищу Евронимус убил его ножом (поговаривали даже, что убийство носило ритуальный характер). Варга вычислили быстро, вину он признал.
В тюрьме Викернес написал несколько книг, поставил в камере синтезатор и продолжил записывать альбомы Burzum. В 2009-м вышел на свободу, женился и переехал во Францию. Музыку не бросил. В следующем году должен выйти его очередной диск.
"Сатанинских" и неонацистских взглядов он не изменил. Полиция задерживала его по подозрению в незаконном хранении оружия (ничего не нашли и отпустили).
Песни Burzum не звучат по радио, так как это вообще не массовое искусство, но их не вычеркивают из стриминг-сервисов, несмотря на личность Варга (заметим, осужденного преступника, чья вина стопроцентно доказана).

Слышать, видеть, ненавидеть

Отождествление личности автора с произведениями, видимо, беда современного общества. Но подобный моральный принцип — довольно шаткая концепция. Ведь если разобраться, то и многие деятели искусств прошлого были людьми не слишком нравственными — вспомним хотя бы карточного шулера Некрасова, "донжуанский список" и долги Пушкина, алкоголизм Мусоргского и Саврасова.
Должны ли грехи художника отталкивать от его творчества? Или знание о них поможет нам понять его замысел, что и почему он делает?
Его обвиняют, а он поет. К нам едет Пласидо Доминго
Зачастую зритель, слушатель, читатель стремится выяснить как можно больше подробностей о темной стороне личности кумира исключительно из потребности обывателя "приземлить" талант до своего уровня. Явление далеко не новое, известное еще в XIX веке — тогда все обсуждали личную жизнь Байрона.
Сегодняшние призывы к запретам той или иной песни или к остракизму того или иного артиста — чаще из той же среды, мелочной и недостойной.
Подобный подход тот же Пушкин яростно критиковал: "Толпа <…> в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе…"
Страшно идти в кино: Джокер запугал американских зрителей
Обсудить
Рекомендуем