Губернатор Воронежской области Александр Гусев считает ключевой задачей в этом году опережающий рост заработной платы по отношению к инфляции и планирует обсуждать этот вопрос на каждой встрече с бизнесом. О планах по привлечению инвесторов из Юго-Восточной Азии, инвестиционном каннибализме и сортировке мусора у себя дома губернатор рассказал в интервью РИА Новости в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи. Беседовала Светлана Задёра.
— Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, какие проекты Воронежская область представила на форуме в Сочи? Какие соглашения подписали?
— На самом деле мы не ставили перед собой задачу заключать здесь соглашения, хотя ряд встреч с крупными компаниями мы провели: с "Черкизово", с Metro, с компанией "МедИнвестГрупп" и еще с рядом других.
Еще мы заключили, по-моему, пять-шесть соглашений с регионами. Это была такая завершающая часть большой подготовительной работы. Мы с коллегами давно договорились о том, что такие соглашения нам нужны, и просто это повод подписать в торжественной обстановке.
С банками, безусловно, мы тоже подписали документы: с Почта-банком и Промсвязьбанком. Но задача все-таки другая. Здесь нам хотелось с коллегами и с руководителями обсудить возможность и увязку проектов с привлечением инвестиций и развитием экономики.
Мне кажется, в таком формате это удалось. На самом деле нацпроекты — это не только социальная поддержка населения, но еще и возможность экономического развития, потому что десятки триллионов рублей направлены на то, чтобы и российские производители, и строители смогли бы на эти деньги в том числе обеспечивать рост экономики в регионе.
— Воронежская область традиционно занимает высокие места в рейтинге инвестпривлекательности регионов, который составляет АСИ. Как в целом власти региона выстраивают работу с инвесторами?
— Никто волшебной палочки не изобрел, механизмы все одинаковые — это господдержка и лояльная инвестиционная атмосфера, когда административная процедура выглядит достаточно простой.
Считаю, что на территории области реализовано и одно, и второе. И такой большой-большой вишенкой на торте стало то, что в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о присвоении статуса особой экономической зоны одному из участков Воронежской области.
У нас есть индустриальный парк, и там около двадцати резидентов, 15 предприятий уже работают, остальное достраивается. Мы очень надеемся, что статус ТОР даст новый импульс. На самом деле мы понимаем, что таких особых территориальных зон даже в Центральном федеральном округе пять. И сейчас было бы бессмысленно пытаться повторять другие регионы и отрывать с этих территорий потенциальных инвесторов, заманивая дополнительными преференциями.
Вообще, это инвестиционный каннибализм: вот ты дал 10 процентов снижения налогов, а я дам 15 процентов, а ты потом 20 процентов, и тогда никто не заработает. Во всем должна быть экономическая целесообразность.
Мы для себя решили, что выберем специализацию, которая позволила бы не конкурировать с нашими коллегами, а найти новую нишу. По большому счету, я думаю, нам это удастся.
Мы постараемся приземлить радиотехнический кластер. Ведем переговоры с Ростехом, с Росатомом в части производства оборудования для атомной промышленности. У нас и компетенции на территории области достаточно, и есть зона присутствия Росатома, у нас есть Нововоронежская атомная станция, самая современная на сегодняшний день. Поэтому это два основных направления.
Хотя и третье, безусловно, это привлечение зарубежных инвесторов. Больше ориентируемся на Юго-Восточную Азию, потому что у нас японская компания будет партнером по процессу продвижению особой экономической зоны. Вернее, это даже не компания, а институт развития Nomura, который занимается продвижением японских компаний в рамках работы межправительственной российско-японской комиссии. Они будут нашими ключевыми партнерами и скоро появятся на территории.
— Планируете привлекать партнеров из других азиатских стран? Или пока ориентируетесь только на Японию?
— Во-первых, это консультанты. Это не значит, что они нам скажут: слушайте, берите только тех, у кого японская прописка, а остальных — нет. Они расскажут, как правильно работать на азиатском рынке с инвестором. Мы надеемся, конечно, привлекать более широкую аудиторию. Понятно, что и Европа, наверное, не закрылась для нас в части инвестиций, и мы будем с нашими коллегами из Италии взаимодействовать. Посол Италии в марте приедет к нам с бизнес-миссией с итальянскими предпринимателями. Тоже на эту тему будем разговаривать, поэтому мы постараемся сеть широко раскинуть.
— А вы планируете в этом году куда-то ехать с бизнес-миссиями?
— Нет. Мы два направления пока для себя выбрали. Они больше связаны с сельским хозяйством: производство органической продукции и переработка сельскохозяйственной продукции. Мы стараемся посещать все, что на европейском уровне и у нас в стране происходит в этом направлении.
Мы начнем сейчас с размещения резидентов в особой экономической зоне. Если поймем, что требуется дополнительное продвижение, тогда поедем. А так пока нет.
— Когда начнется работа в новой экономической зоне?
— Мы готовы, условно говоря, завтра. Может быть, уникальность ситуации в том, что участок особой экономической зоны примыкает к нашему индустриальному парку, и там есть вся инфраструктура. Приходи, строй, там можно начинать завтра. Мы просто добавим мощностей в той инженерной инфраструктуре, которая есть.
— Большая история для всех регионов — переход на новую систему обращения с ТКО. Как идет этот процесс в Воронежской области?
— Она по-разному во всех регионах решается. Мы, может быть, не самые активные с точки зрения вхождения в реформу. У нас предварительно вся территория области была разбита на восемь сборочных и сортировочных кластеров. Но мы выбрали только одного регионального оператора в городе Воронеже и всех населенных пунктах, что примыкают к воронежскому кластеру. Да, тариф значительно растет, но это объективно, потому что появились дополнительные затраты.
Мы договорились с региональным оператором, что нужно, чтобы жители оплачивали по факту образования отходов. Рост платежек граждан, который мы оговорили, будет очень незначительным. Я думаю, что, в принципе, его люди даже не почувствуют: где-то 3-5 процентов, у кого сколько отходов будет образовываться.
Сделаем строгий учет за тем, чтобы никто никого не обманывал. Фактически, это первый шаг к серьезному процессу раздельного сбора отходов. Сейчас мы делим мусор только на пластик и весь остальной. Это позволяет нам говорить, что мы делаем раздельный сбор, и применять не норматив образования отходов, а фактическое образование отходов. Но мы договорились и с региональным оператором и в таком режиме государственно-частного партнерства сделаем трехкомпонентный раздельный сбор. Это пластик, так называемые сухие отходы, где будет бумага, и органические отходы. Я думаю, мы трехкомпонентный раздельный сбор в течение первого полугодия сумеем (сделать). Это позволит, может быть, еще снизить платеж граждан за счет того, что разделение будет уже сделано.
— Вы действительно верите, что люди будут три пакета дома хранить и сортировать мусор?
— Будем стараться их, в том числе и экономически, к этому подвигать. Если ты не будешь этого делать, то ты будешь больше платить.
И вообще, а почему нет? Немцы на пять пакетиков раскладывают. Но они тоже пять лет к этому шли, надо когда-то начинать! Если не начнем сейчас, то и через 25 лет ничего не изменится.
— Сами уже начали сортировку мусора дома или только планируете?
— Я так и поступаю. У меня есть дочь, и она очень строго за этим следит, у нее ни стекло, ни пластик никогда не смешивается с отходами. Она забирает и на машине вывозит сама.
— Какие проекты планируются в Воронежской области в рамках Года театра?
— Во-первых, у нас проходит замечательный фестиваль искусств с 1 по 15 июля — Платоновский фестиваль. По-моему, 12 или 13 спектаклей различных трупп приезжает. Поскольку фестиваль международный, очень много зарубежных к нам приезжает коллективов.
Для трех наших театров дали дополнительно деньги, и они сделают премьерные спектакли, премьерные показы. Мы проведем фестиваль негосударственных театров. Тоже, мне кажется, очень важная тема. Это, как правило, молодые люди, энтузиасты, которые пытаются за счет того, что умеют привлечь зрителя, выживать без господдержки. Предварительно порядка 15-20 коллективов будут из разных городов России.
Безусловно, будем заниматься приведением в порядок наших зданий, в которых размещаются наши труппы, концертных залов в частности. Мы площадь перед ними вместе со Сбербанком привели в порядок, сделали очень хорошие, красивые фонтаны. Но в этом году задача сделать фасад и часть внутренних работ. Средства там значительные – порядка 200 миллионов рублей. Герман Оскарович (Греф, президент Сбербанка) обещал нам помочь. Надеемся на то, что пополам разделим эти затраты.
— Воронежская область переходит на цифровое вещание в июне 2019 года. Как идет подготовка к переходу?
— У нас для этого, в принципе, все готово. Подсчитали затраты, которые необходимы в виде помощи малообеспеченным жителям, чтобы они приобрели приставки. Заложили в бюджете 20 миллионов рублей. Подомовой обход сделали, всех предупредили, что это случится. Настраиваем на то, чтобы не оттягивали до последнего, начинали пораньше покупать оборудование. Много волонтеров работает по этой теме, у меня нет никаких сомнений, что это пройдет без каких-либо накладок. Никаких сомнений нет.
Мы посчитали, что примерно 18 тысяч человек не смогут купить себе приставки самостоятельно. Это малообеспеченные, это пожилые люди, многодетные семьи и так далее. Но для таких категорий есть компенсации.
— Какую главную задачу вы перед собой ставите в 2019 году?
— У нас, во-первых, не одна задача, а как минимум 15. Наши коллеги из федерального правительства рассказали, что у нас будет 15 критериев эффективности.
Главная задача, я считаю, это рост благосостояния населения и повышение заработной платы. Понятно, инвестиции нужны и социальные проекты нужны. За это будут отвечать мои коллеги-заместители по направлениям, но для себя я как ключевую задачу ставлю опережающий рост заработной платы по отношению к инфляции. Мы уже наметили программу работы с бизнесом. Там, где мы предоставляем государственные субсидии, там будем жестче разговаривать с предпринимателями и с компаниями. Там, где мы, допустим, не можем этого сделать, будем просить, но тема повышения заработной платы будет звучать на каждой встрече с бизнесом.