Рейтинг@Mail.ru
Сомнений больше нет. Россия решила продолжить уникальный проект СССР - РИА Новости, 08.07.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Поезд на участке Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в Верхнебурейском районе Амурской области

Сомнений больше нет.

Россия решила продолжить уникальный проект СССР
Виктор Жданов
"И сквозь туманы, и сквозь года до океана помчат поезда. Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ", — пели по всей стране. Едва ли в мире найдется железная дорогая, которая оставила в культуре такой след, как Байкало-Амурская магистраль. Строить ее начали ровно полвека назад, а сегодня продолжили. О подвиге сотен тысяч людей — в материале РИА Новости.
БАМ не сразу строился
Проекты железной дороги через северный берег Байкала на Дальний Восток русские инженеры предлагали уже в конце XIX века. Но тогда это было технически очень трудно и дорого. Еще не достроили Транссиб. Периодически вопрос поднимался правительством и предпринимателями, однако дальше разговоров дело не шло.
К идее вернулась советская власть. В конце 1920-х военные железнодорожники провели топографическую разведку. Дорога планировалась как часть Великого Северного железнодорожного пути от Баренцева моря до Татарского пролива. От этого проекта позже отказались.
Но не от БАМа. В апреле 1932-го СНК СССР принял постановление "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги". Помешала война.
В 1950-е активно осваивали Восточную Сибирь. Было ясно: без магистрали не обойтись. Дорога открывала путь к новым месторождениям газа, угля, меди, олова, редкоземельных металлов.
Но к реализации проекта приступили только в 1970-е.

"Эта стройка станет всенародной. В ней примут участие все республики и в первую очередь наша молодежь", — говорил в марте 1974-го генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

На XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Первый отряд сформировали прямо на съезде. А 8 июля 1974-го вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".
Речь шла об участке от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре через северное побережье Байкала и реку Амур. Дороги Тайшет — Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань уже были. Общая протяженность — около 4300 километров.
Бюджет выделили беспрецедентный — 17 миллиардов советских рублей. Рабочих обеспечивали всем необходимым. Многое закупали за границей. Так, заключили контракт с западногерманской фирмой Magirus-Deutz на десять тысяч тяжелых строительных автомобилей, прозванных в народе "Магирусами".
Комсомольцы отправляются на строительство БАМа
Комсомольцы отправляются на строительство БАМа
История и люди
Но самое главное у Страны Советов было — люди. На стройке трудились 130 тысяч человек 108 национальностей. Больше половины — молодежь. В том числе — уроженец Донбасса Дмитрий Василенко. О том времени он вспоминает с ностальгией.
"В 1981-м на Авдеевском коксохимическом заводе мне вручили комсомольскую путевку на БАМ. Работал в поселке Могот Амурской области, Хани в Якутии, селе Чара тогда Читинской области (сейчас это Забайкальский край). Сначала строили временное жилье. Когда проложили железную дорогу — постоянное", — рассказывает он.
На всесоюзной стройке он провел 11 лет — вплоть до 1992 года. На первых порах было очень непривычно после Донбасса. Летом — нашествие насекомых, зимой — сильные морозы.
Первый год Дмитрий ютился с женой и маленькой дочкой в половине вагончика. Вместо водопровода — ведро и водовозка. Отопление — дровяная печь. "Трудностей тогда не замечали, молодые были", — говорит Василенко. — Там обрели прекрасных друзей. Да и зарплата была хорошая".
В среднем — порядка 700 рублей в месяц. Столько не получали даже университетские профессора. Ударников поощряли японскими куртками — "Алясками", двухкассетными магнитофонами и прочими импортными товарами.
Также строители имели право на автомобильный сертификат. Фиксированная часть зарплаты, в зависимости от выбранной марки, уходила в специальный фонд. Например, за ВАЗ-2103 отдавали 250 рублей в месяц. Если купленную машину надо было перегнать к БАМу, добавляли нужное количество дней к отпуску.
Однако основным транспортом были тепловозы и грузовики. Добраться от одного населенного пункта до другого — целая история. Но всегда оказывали помощь.

"В 1981-м встречал жену с девятимесячной дочерью в аэропорту Тынды. Прибыл на станцию Могот, оттуда до города 60 километров. Решил переночевать, и получилось так, что поезд ушел без меня. Я только гудок слышал. Утро воскресенья, никаких автобусов. Вышел на трассу. Остановился "Магирус". В кабине, кроме шофера, три пассажира, мест нет. Попросился в кузов, так и доехал. Встречал семью весь в пыли. Обратно — на машине, аж 400 километров", — вспоминает Дмитрий.

Участок строительства трассы Бамовская-Тында-Беркатит, которая соединит Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль с Транссибирской магистралью. 1977 год
Участок строительства трассы Бамовская — Тында — Беркакит, соединяющей Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль с Транссибирской магистралью. 1977 год
В 1980 году помощник машиниста Андрей Козейчук случайно встретился на улице со своей учительницей математики Татьяной Константиновной. "А почему ты до сих пор не на БАМе?" — спросила она, узнав о его профессии. Андрей ответил, что не знает, как туда попасть. Та порекомендовала прийти на следующий день в горком ВЛКСМ.
"Как выяснилось, Татьяна Константиновна, "наша Таня", там первым секретарем. Спрашивает: не передумал? Говорю: нет. Выписали мне комсомольскую путевку в Тынду, в управление Амурской железной дороги. Отправился туда из Советской Украины", — рассказывает Андрей Алексеевич.
Однако начальник локомотивного депо сказал: "Вы нам не нужны. Все места заняты".
"Потом я узнал, что за полгода до этого сюда приехал целый отряд комсомольцев-эксплуатационников. Они вытрясли все — от одежды и денежных пособий до благоустроенных квартир вне очереди. А тут я нарисовался", — объясняет железнодорожник.
Сдаваться он не стал: добился новой путевки. В итоге попал в отделение временной эксплуатации.

"Взяли помощником, а всего через несколько месяцев назначили машинистом тепловоза. И так пять с половиной лет. При сдаче нашего участка в Министерство путей сообщения я остался работать на дороге, которую сам и строил", — говорит он.

Официально БАМ открыли 29 сентября 1984 года, когда уложили "золотое звено" — рельсы магистрали сомкнулись. Однако последние 54 километра сдали 1 ноября 1989-го.
Байкало-Амурская магистраль. В Куанде состоялась укладка последнего, золотого звена магистрали. Стальной мост замкнулся
Байкало-Амурская магистраль. В Куанде состоялась укладка последнего, "золотого" звена магистрали. Стальной мост замкнулся
В абсолютно глухих местах советские люди за 15 лет выполнили земляных работ более чем на 570 миллионов кубометров, через реки и ручьи перекинули 4,2 тысячи мостов и труб, уложили пять тысяч километров рельсов. А еще построили свыше 200 железнодорожных станций и разъездов, тысячи больниц, школ, детских садов и жилых домов.
Вторая жизнь
К сожалению, после распада СССР подвиг строителей быстро забыли — как и саму магистраль. Беззаботная романтика сменилась жестким прагматизмом. Политики цинично называли проект "экономически не просчитанным". Населенные пункты, прилегающие к БАМу, еще недавно полные жизни, пустели в условиях экономической шоковой терапии, инфляции, развала промышленности и безработицы.
Но в нулевые поток товаров и природных ресурсов из Сибири, Дальнего Востока восстановился и продолжал увеличиваться. БАМ надо было расширять. К этому приступили в 2013-м. Реконструировали старые пути, прокладывали новые.
Строительные работы второй очереди Байкальского тоннеля на участке Байкало-Амурской магистрали Кунерма — Северобайкальск. В 2019 году отмечается 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали
Работы на Байкало-Амурской магистрали
Проект БАМ 2.0 предполагал соединение Байкало-Амурской магистрали с Транссибирской двумя рукавами в одну структуру — Восточный полигон.
Десять лет назад через БАМ и Транссиб могло пройти 75 миллионов тонн груза в год. Сейчас — уже 173. К 2032-му ожидается 255.
Вторую жизнь обретают и населенные пункты региона. Реконструировали десятки больниц и школ, построили автомобильные дороги. Среди местного населения немало бамовцев — например, Андрей Козейчук.
Кузнецовский тоннель на Байкало-Амурской магистрали на участке Оунэ — Высокогорная в Хабаровском крае. В 2019 году отмечается 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали
Кузнецовский тоннель на Байкало-Амурской магистрали на участке Оунэ — Высокогорная в Хабаровском крае. 2019 год
"Уже на пенсии устроился машинистом тепловоза. На строительстве новых разъездов и вторых путей проработал 3,5 года, с 2013-го по 2017-й. Говорил в шутку: что не доделал комсомольцем, доделываю пенсионером", — отмечает он.

Сейчас идет третий этап модернизации Восточного полигона, который завершится в 2035 году. В планах — три новых тоннеля и мост через Амур. Дело строителей БАМа, как и сама железная дорога, продолжается. "Стройка века", важная глава в нашей истории, не ушла в прошлое — сегодня она снова стала настоящим.

Бойцы Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XIX съезда ВЛКСМ перед отъездом на строительство БАМа.  Ярославский вокзал. 1982 год
Бойцы Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XIX съезда ВЛКСМ перед отъездом на строительство Байкало-Амурской магистрали. Ярославский вокзал.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала