Наставничество: славное прошлое, перспективное настоящее
Наставничество – одна из важнейших практик, которая позволяет опытному работнику быстро обучать новичка всем необходимым профессиональным умениям и навыкам. Наставничество – это всегда помощь и совет, поддержка в трудной ситуации.
Наставник ответствен не только за то, чтобы его подопечный научился производить некую последовательность операций, но и за профессиональный рост обучаемого, за его карьеру.
Наставник ответствен не только за то, чтобы его подопечный научился производить некую последовательность операций, но и за профессиональный рост обучаемого, за его карьеру.
На пороге нового цикла
«Человечество стоит на пороге нового экономического цикла, нового экономического подъема. Сейчас накоплено очень много интересных практик – в инжиниринге, в системах обеспечения, в образовании, в управлении - везде появилось много нового. И очень важно передать накопленный опыт по большим системам – чтобы этот опыт и практики не потерялись. Именно эту задачу передачи формальных и негласных знаний, опыта, связей, смыслов решает наставничество. Преемственность опыта между поколениями, преемственность этики, преемственность заботы и преемственность какой-то любви к своему делу».
Евгения Шамис
Основатель исследовательского центра "RuGenerations (РуДженерейшенс) – российская школа Теории поколений", автор трилогии про поколения.
Кстати, про заботу и любовь к делу, новую этику мы начали новый цикл разговоров совсем недавно, добавила спикер.
Казалось бы, наставничество – дело индивидуальное. Однако сейчас эта практика переживает настоящий бум. Теорией и практикой наставничества интересуются не просто молодые выпускники, а крупные компании, которые формируют у себя в штатном расписании целые отделы, занимающиеся только наставничеством, развивающие его практику на производстве или в маркетинге, управлении или в социальной сфере.
Казалось бы, наставничество – дело индивидуальное. Однако сейчас эта практика переживает настоящий бум. Теорией и практикой наставничества интересуются не просто молодые выпускники, а крупные компании, которые формируют у себя в штатном расписании целые отделы, занимающиеся только наставничеством, развивающие его практику на производстве или в маркетинге, управлении или в социальной сфере.
«В крупных компаниях большие количества людей должны освоить какие-то вещи – не просто прочитать корпоративный кодекс, узнать о ценностях и миссии компании. У нас сейчас интереснейший проект идет в одном из крупнейших и при этом интенсивно растущем банке по передачи смысла вовлеченности, переводе этих знаний в практику управления у лидеров и команд. Сначала вице-президенты, лидеры департаментов удивлялись, что можно рассказать про их опыт вовлеченности. Оказалось, есть чем поделиться. И это и интересно, и нужно большой команде банка.
Во всех крупных компаниях есть проекты, связанные с разными аспектами наставничества», – говорит Шамис.
Во всех крупных компаниях есть проекты, связанные с разными аспектами наставничества», – говорит Шамис.
По словам Шамес, особо важно то, что
наставничество – это во многом процесс передачи скрытых знаний
«Тех, которые нигде не описаны, но которые мы ощущаем на уровне чувств. И теперь вы поставьте одного человека, умножьте это на сто человек, на тысячу, на десять тысяч и подумайте – как передать эти знания», – отметила Шамис.
Из глубины веков
Насколько давно появилась практика наставничества? В незапамятные времена, когда человек, освоивший какой-то навык или инструмент, передавал свои знания молодым. В общем-то, без наставничества было не выжить. Как бы молодой член племени мог отличить съедобные плоды от несъедобных? Апофеозом и своего рода выпускным экзаменом для наставников древности и их подопечных служили церемонии инициации, когда юноша или девушка на практике доказывали свое право называться взрослыми.
О том, что система наставничества активно работала на заре человеческой цивилизации, говорит один из древнейших памятников литературы – поэма Гомера «Одиссея». Там старый друг правителя Итаки присматривает за семьей Одиссея в его отсутствие. И заодно воспитывает молодого Телемаха. Обучает его знаниям, необходимым для того, чтобы занять отцовский престол. Наставника зовут Ментор. Его имя стало нарицательным. Теперь оно – синоним мудрого и знающего наставника, иногда, впрочем, придирчивого, который порой общается с воспитанником свысока, «менторским тоном».
О том, что система наставничества активно работала на заре человеческой цивилизации, говорит один из древнейших памятников литературы – поэма Гомера «Одиссея». Там старый друг правителя Итаки присматривает за семьей Одиссея в его отсутствие. И заодно воспитывает молодого Телемаха. Обучает его знаниям, необходимым для того, чтобы занять отцовский престол. Наставника зовут Ментор. Его имя стало нарицательным. Теперь оно – синоним мудрого и знающего наставника, иногда, впрочем, придирчивого, который порой общается с воспитанником свысока, «менторским тоном».
«У всех великих людей был наставник, был учитель. У Александра Македонского – Аристотель, у Александра II – поэт Василий Жуковский. И если мы посмотрим систему образования, воспитания как в древних первобытных племенах, так и в более развитых сообществах, то, как правило, молодому человеку, молодому специалисту требуется кто-то, кто передает ему свой опыт и знания».
Андрей Шапенко
Профессор,
кандидат экономических наук.
кандидат экономических наук.
Греческий философ Сократ считал предназначением наставника вовсе не заставить ученика вызубрить знания, а пробудить в его душе мощные силы, которые способствовали бы «самозарождению» истины. При этом наставник и подопечный должны быть совершенно равноправны, а истина должна была рождаться в беседе. Или даже в споре.
В более поздние времена к теме наставничества обращались самые светлые умы различных эпох. Например, французский мыслитель Жан-Жак Руссо парадоксально замечал, что наибольшим мастерством наставника является ничего
не делать с учеником.
не делать с учеником.
«Наставник дает не решение проблем, сколько помогает человеку самому найти ответ. Можно прийти и сказать: делай то и это. А можно с помощью сильных, развивающих вопросов, путем постановки человека в проблематизирующую позицию как-то помочь ему самому найти ответы», – говорит Шапенко.
А как в России?
Практиковалось наставничество и в Древней Руси. Значительную лепту в его практику внес Преподобный Сергий Радонежский, который в XIV веке разработал систему духовного наставничества. Его осуществляли в монастырях старцы. Притом не только среди монахов, но и среди мирян – крестьян, мещан. Духовных наставников окружали почетом, они были обладателями особого социального статуса.
Уделял внимание наставничеству и русский педагог Константин Ушинский. Он был против того, чтобы учитель заставлял ученика зубрить и наказывал его за отсутствие прилежания.
Уделял внимание наставничеству и русский педагог Константин Ушинский. Он был против того, чтобы учитель заставлял ученика зубрить и наказывал его за отсутствие прилежания.
«Дело воспитания состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который бы вошел самостоятельной единицей в цифру общества», – писал Ушинский.
Наставничество неотделимо от цивилизационного прогресса. Новые профессии, новые умения требовали появления наставников, которые передавали бы знания молодым. Часто ремесленники (в том числе и в России) брали на обучение ребят из деревень. Тем порою приходилось несладко. Например, о нелегкой судьбе подмастерья говорится в рассказе Антона Чехова «Ванька».
Опытным наставником был замечательный изобретатель и ученый Дмитрий Советкин. Он разработал систему наставничества в производственном обучении, которое позволяло ученикам не только усваивать умения, но и личностно развивало наставляемых. На международных выставках в конце XIX-начале XX века отмечали, что система наставничества Советкина превратилась в целую науку.
Опытным наставником был замечательный изобретатель и ученый Дмитрий Советкин. Он разработал систему наставничества в производственном обучении, которое позволяло ученикам не только усваивать умения, но и личностно развивало наставляемых. На международных выставках в конце XIX-начале XX века отмечали, что система наставничества Советкина превратилась в целую науку.
«Настоящего учителя можно представить себе только в постоянном совершенствовании», – говорил Сухомлинский.
Значительное внимание развитию практик наставничества уделялось в начале XX века. Его активно применяли в своей практике педагоги Антон Макаренко и Василий Сухомлинский. Опека над молодыми поручалась профессионалам своего дела с весомым жизненным опытом. Практика наставничества массово пропагандировалась, лучших наставников награждали на всесоюзном уровне.
В 70-80-е годы XX века наставничество стало широко распространенной практикой. Специалисты-наставники пользовались общественным почетом, поскольку им доверялось не только профессиональное, но и духовно-нравственное воспитание молодых.
В 70-80-е годы XX века наставничество стало широко распространенной практикой. Специалисты-наставники пользовались общественным почетом, поскольку им доверялось не только профессиональное, но и духовно-нравственное воспитание молодых.
Основа суверенитета
В настоящее время практика наставничества снова переживает подъем.
«Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему», – говорил, открывая в 2023 году Год педагога и наставника, президент РФ Владимир Путин. Педагоги, передавая секреты мастерства и успеха, сохраняя через воспитание связь поколений и историческое единство страны, формируют прочную основу не только российской "безопасности, технологической, экономической независимости и самодостаточности, но и духовного, ценностного суверенитета".
Владимир Путин
Президент
Российской Федерации
Российской Федерации
А в феврале 2024 года президент поручил разработать программу развития наставничества, которая будет реализовываться до 2030 года. В соответствии с поручением президента в России будут проводиться конкурсы «Наставник года», а также общероссийский конкурс наставников «Быть, а не казаться!», посвященный развитию патриотического воспитания.
Вкладываться в сотрудников
И практика конкурсов по наставничеству сейчас активно вводится.
В столице конкурс «Лучшие практики наставничества города Москвы» в рамках национального проекта «Производительность труда» будет проводиться уже во второй раз.
В столице конкурс «Лучшие практики наставничества города Москвы» в рамках национального проекта «Производительность труда» будет проводиться уже во второй раз.
Дата проведения первого конкурса
2023 г.
Профессиональное жюри выбирало лучших наставников из представителей
60
предприятий
и компаний Москвы
и компаний Москвы
«Наставничество — одно из приоритетных направлений нацпроекта «Производительность труда». Благодаря грамотно выстроенной системе наставничества растет эффективность всех рабочих процессов компании, поэтому Москва активно поддерживает и развивает эту культуру на столичных предприятиях. Конкурс способствует распространению передового опыта, росту профессиональных компетенций и развитию кадрового потенциала московских компаний. Хороший наставник всегда активен, может дать конструктивную обратную связь и вдохновить других сотрудников, а в итоге — привести свою компанию к успеху».
Заместитель мэра Москвы, руководитель столичного департамента
экономической политики и развития города.
экономической политики и развития города.
Мария Багреева
Призовое место в номинации «Прорывные технологии повышения производительности труда» досталось одной из косметических ритейл-компаний.
«С момента становления компании один из ее принципов – вкладываться в развитие своих сотрудников, совершенствуя их компетенции и превращая их в профессионалов, способных эффективно адаптировать новичков. При заполнении вакансии для нас всегда в приоритете внутренний кандидат, даже если на его адаптацию в новой должности потребуется дополнительное время».
Заместитель генерального директора по управлению персоналом косметической ритейл-компании.
Ольга Гатовская
Все сотрудники мотивированы для посещения бесплатной специальной образовательной платформы с системой начисления баллов за знакомство с обучающими материалами, просмотр образовательных роликов, присутствие на тренингах и вебинарах. Участие в обучающих мероприятиях и высокие рейтинги по результатам обучения позволяют сотрудникам получать поощрительные подарки.
Работа наставников тоже поощряется. Как ведущие консультанты в магазинах они получают повышенный оклад. В целом, как отметили в компании, система наставничества сказывается на бизнесе положительно – квалифицированные сотрудники, мотивированные также и возможностями карьерного роста, стремятся к высоким результатам в работе.
Работа наставников тоже поощряется. Как ведущие консультанты в магазинах они получают повышенный оклад. В целом, как отметили в компании, система наставничества сказывается на бизнесе положительно – квалифицированные сотрудники, мотивированные также и возможностями карьерного роста, стремятся к высоким результатам в работе.
Профессиональный сотрудник в оптимальный срок
В прошлом году одна из крупных энергетических компаний Москвы приняла участие в конкурсе лучших наставников. Многим участникам и зрителям запомнилась ее яркая и насыщенная презентация. При этом опыт компании оказался во многом универсален и вызывал большое любопытство участников из совершенно разных индустрий
Одним конкурсом дело не ограничилось. В 2023 году энергетическая компания стала участником нацпроекта «Производительность труда» и провела свой конкурс «Лучший наставник компании – 2023».
В этом году компания снова примет участие в конкурсе.
Одним конкурсом дело не ограничилось. В 2023 году энергетическая компания стала участником нацпроекта «Производительность труда» и провела свой конкурс «Лучший наставник компании – 2023».
В этом году компания снова примет участие в конкурсе.
«С момента становления компании один из ее принципов – вкладываться в развитие своих сотрудников, совершенствуя их компетенции и превращая их в профессионалов, способных эффективно адаптировать новичков.«Создан проект «Реализация лучших практик наставничества в энергетической компании. Одним из примеров внедрения лучших практик стал созданный в апреле 2024 года «Клуб наставников». Создана система взаимодействия с вузами, ссузами, школами, реализуются практики трудоустройства молодежи в компанию, действует Совет молодежи, проводятся спартакиады и другие мероприятия. Компания внедряет цифровые системы наставничества». При заполнении вакансии для нас всегда в приоритете внутренний кандидат, даже если на его адаптацию в новой должности потребуется дополнительное время».
Директор по управлению персоналом
энергетической компании.
энергетической компании.
Алексей Чунтомов
По словам представителя компании, уже работающие практики наставничества решают ряд важнейших задач. Новые работники быстрее усваивают набор базовых знаний, и таким образом подготовленный персонал приступает к работе в оптимальные сроки. Это, в свою очередь, повышает приверженность персонала (люди остаются работать на большие сроки), формирует команды хорошо мотивированных высокопрофессиональных сотрудников, да и просто способствует улучшению взаимодействия сотрудников внутри компании.
Национальный проект «Производительность труда» — мера государственной поддержки бизнеса, которая позволяет увеличивать объемы выпускаемой продукции и сокращать производственные издержки без дополнительных затрат. С 2022 года реализацией проекта в столице занимается региональный центр, подведомственный столичному департаменту экономической политики и развития. До конца этого года в нацпроекте смогут принять участие 419 предприятий.
Национальный проект «Производительность труда» — мера государственной поддержки бизнеса, которая позволяет увеличивать объемы выпускаемой продукции и сокращать производственные издержки без дополнительных затрат. С 2022 года реализацией проекта в столице занимается региональный центр, подведомственный столичному департаменту экономической политики и развития. До конца этого года в нацпроекте смогут принять участие 419 предприятий.