Что нужно делать, чтобы всесторонне развить личность ребенка, чтобы он не боялся открывать новое, учился и познавал этот мир с удовольствием и пользой, стремился быть лучшей версией себя. Как мотивировать, но не перегнуть палку? Что говорить и делать, чтобы вдохновлять ребенка на активную деятельность и чтобы он не стеснялся быть первым? На эти и другие вопросы, которые волнуют современных родителей, отвечаем вместе со специалистами и членами команды Российского движения детей и молодежи "Движение Первых".
Мотивация делится на два типа: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация возникает, когда мы устанавливаем себе цели и получаем удовлетворение или профиты от их достижения. Внешняя мотивация связана с признанием и похвалой со стороны других людей.
Внутренние мотиваторы более действенны, чем внешние. Например, саморефлексия, то есть внутренняя оценка своих достижений и прогресса, работает гораздо эффективнее, чем публичные рейтинги или признание других.
Внешняя мотивация может быть более мощной и действует быстрее, но она скоротечна. Например, представьте, что вы работаете над проектом, который вам не особенно интересен. Если вы выиграете конкурс во время подготовки проекта, ваша мотивация может резко возрасти, но этот эффект будет кратковременным. Однако если вы с самого начала верите в проект и вкладываете в него максимум усилий, то именно ваша внутренняя вера и мотивация будут долгосрочными.
А мотивация у детей работает так же? Да, но нет
У взрослых мотивация возникает, когда они знают, ради чего делают что-то (пусть это "что-то" иногда и не приносит радости). Например, ради денег мы встаем утром и едем на работу. Ради красивого и подтянутого тела ежедневно ходим в спортзал и так далее.
У детей же внутренняя мотивация устроена чуть иначе. Они, как правило, в силу возраста не могут четко сформулировать конечную цель совершаемого действия.
Они просто получают удовольствие от процесса. Вот эта радость от деятельности и есть главный внутренний мотиватор ребенка.
Но если бы все было так просто. Дети не рождаются смельчаками, лидерами или страстно увлеченными, они могут стать такими только благодаря своему окружению и среде, в которой обитают. Цветы в саду без должного ухода и заботы могут или завянуть, или превратиться в обычные сорняки. То же и с детьми. Любовь и поддержка помогут вырасти им смелыми и любознательными.
Марина Рахманина, мама 10 приемных детей, педагог дополнительного образования, руководитель детского семейного театра "Апельсин":
"Мое глубокое убеждение, что замотивировать ребенка может только мотивированный родитель или педагог. Если взрослый не горит ничем, то как он сможет зажечь маленького человека? Также важно быть предельно честным с ребенком и действовать в его интересах. Не реализовывать свои амбиции за счет него, а помогать раскрыть истинный талант своего дитя, дать возможность расцвести этому цветку. Любовь, искренность, задор и страсть к жизни взрослого — вот главные составляющие успешной мотивации ребенка".
Что еще, кроме личного примера, могут сделать взрослые, чтобы ребенок был мотивирован пробовать себя в новом, занимался социально активной деятельностью и стремился к успеху?
Виктор Басюк, доктор психологических наук, декан педагогического факультета МГУ, член президиума РАО:
"Главное в желании ребенка сделать первый шаг в любом начинании — это мотив. И здесь задача взрослого — сформировать мотивацию или поддержать желание ребенка. Вторым шагом является поддержка и похвала ребенка. Важно замечать и отмечать любые положительные его начинания и достижения. Ребенок должен регулярно слышать, что значимый для него взрослый (родитель, учитель, классный руководитель, тренер, наставник) гордится его достижениями, поступками, инициативой".
Именно взрослые развивают в ребенке желание постигать новое. Многие при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны. Процесс мотивации ребенка требует от родителей и терпения, и времени, которых порой не хватает. И самым простым выходом оказывается — заставить. А как поступаете вы?
Варианты ответов:
Заставляя посещать ребенка нелюбимые кружки, взрослые учат тому, что его удовольствие и интерес не важны. Дети быстро усваивают этот механизм и приучаются делать не как хочется, а как надо, забывая при этом про свои истинные интересы и потребности. Так ребенок чувствует беспомощность, которая в дальнейшем трансформируется в низкую самооценку.
Родители больше других могут использовать собственную модель жизни, чтобы развивать характер, интересы ребенка и его мотивацию. Занимаясь чем-то вне дома, по возможности берите его с собой. Творчество, спорт или волонтерство. Главное — вовлечь ребенка в такую деятельность, которая поможет ему определить собственные интересы, развить навыки, получить знания и умения, необходимые для жизни в обществе.
Варианты ответов:
Ребенку, у которого не спрашивают о желаниях и предпочтениях, в будущем будет сложно определиться с профессией и делать собственный выбор по жизни. Он не сможет опираться на себя, а будет больше ориентироваться на окружающих или на шаблоны "как надо". Вместе с этим такой ребенок плохо знает себя, свои таланты, способности и в целом чувствует себя гораздо несчастнее других.
Спросите у ребенка, что ему интересно, что доставляет радость. Важно начинать этот разговор без ожиданий и не выносить оценочные суждения. Поговорите с ребенком о его планах и мечтах. Подумайте, какие активности дадут необходимые навыки в будущем.
Варианты ответов:
Родитель должен быть максимально внимателен к своему ребенку, чтобы отличать обычную лень от нежелания проявлять себя во внеучебной деятельности. Если после тренировки или кружка ребенок возвращается довольный, значит, вы сделали все правильно. Если же ребенок со слезами идет и со слезами возвращается, то не стоит давить и водить насильно. Подчинение и беспомощность не самый лучший опыт.
Позвольте ребенку заниматься тем, что нравится ему, даже если вам эти занятия не кажутся чем-то стоящим. Даже если он объективно талантлив в совсем другой сфере — например, восхитительно рисует, но хочет стать боксером. Он имеет право на собственные мечты и амбиции.
Варианты ответов:
Совмещать школу с развитием во внеучебных проектах под силу далеко не каждому. Дело может закончиться психическим расстройством и потерей иммунитета. Все дети индивидуальны. Кто-то легко переносит нагрузку секциями и факультативами, а кому-то нужно давать больше времени для отдыха. Главное — прислушиваться к своему ребенку и давать ему если не полную свободу, то хотя бы свободу выбора.
Чтобы исключить фактор усталости, лучше принимать окончательное решение не в конце учебного года, а перед началом следующего. Но если нагрузка действительно большая, от каких-то занятий все же стоит отказаться. Какими бы впечатляющими ни были результаты, они не оправдают эмоциональное выгорание ребенка.
Варианты ответов:
Нужно принять тот факт, что ребенок имеет право не оправдать ожидания родителей. Амбициозная позиция родителей может отличаться от представления счастья юного спортсмена. Возможно, он станет лучшим в другой сфере или в другом виде спорта.
Не акцентируйте внимание на неудачах, выделяйте то, что получается, хвалите за это и не бойтесь перехвалить. Поддержка, вера в способности, похвала — вот самая желанная награда для ребенка.
Виктор Басюк, доктор психологических наук, декан педагогического факультета МГУ, член президиума РАО:
"Не надо заставлять ребенка делать те или иные шаги. Для формирования ценностного отношения к своим поступкам и инициативам ребенок должен сам осознать, захотеть и принять решение об участии в том или ином проекте, проявлении инициативы. В этом случае и будет формироваться мотивация, а задача взрослого — поддержать желание ребенка. Важно своевременно увидеть и поддержать инициативу, проявляемую ребенком. Ведь чаще всего и детские страхи появляются тогда, когда ребенок ощущает неодобрение или отсутствие поддержки со стороны значимого взрослого".
Не все родители осознают, какие ошибки они допускают при мотивации своих детей. И особенно тогда, когда ребенок ничего не хочет или отказывается участвовать в проектах, которые увлекали его раньше. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных.
● Программирование на неудачу
Говоря ребенку, что он ничего не достигнет, не сможет хорошо зарабатывать, если не будет добиваться высоких результатов, вы подрываете его самооценку. Он сразу же сдается при любой трудности.
● Обман и запугивание
Если вы прибегаете к таким методам, то разрушаете доверие и связь между вами и вашим ребенком.
● Завышенные требования
Родитель может считать, что ребенок просто ленится или не хочет ничем заниматься, в то время как есть конкретные причины (например, особенности развития или усталость), которые мешают ему.
● Подарки в обмен на результаты
Ребенок быстро привыкает получать то, что хочет, например, за достижения в спорте. В будущем он может начать требовать вознаграждения и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого.
● Мотивация успехом
Часто родители утверждают, что все действия ребенка должны быть направлены на достижение успеха и высокого статуса в обществе. В результате — дети вырастают во взрослых, которые делают все ради успеха и денег, а не потому, что это приносит им радость или помогает близким.
● Чрезмерная нагрузка
Перегрузка различными занятиями и секциями может негативно сказаться на психике ребенка и вызвать полное отсутствие интереса.
Ранис Идрисов, директор МБОУ "Многопрофильная гимназия № 189 “Заман”", г. Казань:
"Очень часто становится заметно, когда родители навязывают ребенку определенный вид деятельности, который ему неинтересен и, наоборот, не поддерживают его собственные начинания. И это приводит к расхождению между родительскими ожиданиями и желаниями ребенка и к тому, что любая деятельность ассоциируется у детей с принуждением, давлением и контролем извне, а непосредственная радость и удовольствие от процесса остаются за бортом притом, что удовольствие и интерес к делу — главные составляющие внутренней мотивации любого человека".
На самом деле, мотивировать ребенка — не самая сложная наука для любого взрослого. Есть шесть простых правил, которые помогут наладить нужный контакт и найти точки соприкосновения с маленьким человеком. Какие?
Одобряйте его занятия и уважайте выбор
Любые успехи ребенка нужно замечать. Важно слышать и слушать своего ребенка, понимать его мечты, детские приоритеты и уважать его выбор. Он может быть неверным, но это его решение. У человека с младенчества должно сформироваться понимание, что его поступки и успехи замечены и вознаграждены вниманием.
Отмечайте положительные моменты в любом деле
Если ребенок не достиг ожидаемого результата, стоит заметить положительные стороны в процессе — они в любом случае будут. Старайтесь донести мысль, что важен не только результат, но и процесс.
Оставляйте победу ребенку
Обратите внимание на то, что в процессе достижения цели наиболее важные моменты — последние, когда ребенок сам маленькими шажочками доходит до конечной точки. Помогайте ему, но эмоциональный трофей от победы сохраните за ним.
Учите не бояться ошибок
Дайте понять, что ошибаться — это норма. Будьте готовы поддержать и утешить, когда ребенок будет расстроен из-за того, что у него не вышло. Так вы создадите положительную психологическую атмосферу, поможете справиться с неудачей, а также сохраните теплые доверительные отношения.
Поощряйте
Введите систему маленьких поощрений — радостей, которыми будете поднимать настроение ребенку на пути к цели. Но старайтесь не перегнуть палку: мотивирование не должно превратиться в манипуляцию.
Будьте примером
Позитивный пример и совместная деятельность помогают без изнурительных бесед и чтения нотаций направить ребенка в нужное русло. Помните, что дети нас не слышат, они на нас смотрят.
Михаил Зенкин, кандидат филологических наук, педагог дополнительного образования, наставник парусной регаты СПБ, заместитель директора Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей имени адмирала С. О. Макарова:
"Чтобы дети были активными и открытыми новым возможностям — нужно самому быть таким человеком. Родители подают пример своим детям, формируют эталон поведения не в каких-то специально воссозданных педагогических условиях, а в каждодневной семейной реальности. Если мы хотим воспитать увлеченных и активных детей — мы, родители, сами должны быть увлеченными и активными. Не бояться пробовать, начинать что-то новое. Конечно, приемы и технологии вовлечения детей в деятельность в зависимости от возраста будут разными, но ключевой принцип неизменен — начинать нужно с себя".
Все взрослые родом из детства. И всем когда-то приходилось делать что-то впервые. Впервые самому прийти из школы, впервые поехать на велосипеде, впервые принять участие в соревнованиях или отправиться в летний лагерь. Поначалу страх и неуверенность, потом… А вот каким было это "потом", напрямую зависело от взрослых, которые были рядом.
Ранис Идрисов, директор МБОУ "Многопрофильная гимназия № 189 “Заман”", г. Казань:
"Каждому ребенку необходима поддержка в любом начинании, особенно в тот момент, когда у него что-то не получается. Важно помнить, что ошибки — это часть естественного процесса обучения, а несовершенства — то, что делает нас людьми. Важно, чтобы ребенок не испытывал на себе бремя родительского разочарования при первой же неудаче. Дети, которые не боятся ошибиться, чаще продолжают заниматься тем, что им интересно, и легче находят себе увлечения".
Родителям не стоит особо увлекаться своими амбициями при выборе дополнительных занятий, обязательно спросите мнение ребенка. Для этого предложите ему несколько вариантов на выбор, учитывая особенности детского темперамента, тогда у вас будет больше шансов его заинтересовать. Психологи выделяют четыре типа темперамента. Подумайте, кто растет у вас дома?
Тюльпан (ребенок-холерик)
Активный и решительный. Когда другие дети отступают, холерик упорно несется к неизвестному.
Ему подойдут занятия, которые обуздают неуемную энергию: спорт, пеший туризм, активное добровольчество.
Пион (ребенок-сангвиник)
Подвижный и общительный. На детской площадке или в компании друзей он всегда в центре внимания.
Ему нужна частая "смена декораций". Попробуйте театральную студию, танцы или пение. Можно попробовать любые командные виды спорта.
Орхидея (ребенок-флегматик)
Уравновешенный и малоподвижный. Флегматик живет в своем собственном ритме, по своему собственному распорядку дня.
Ему понравятся занятия по проектированию или моделированию, проекты экологического направления или по сохранению объектов культуры.
Лилия (ребенок-меланхолик)
Ранимый и неуверенный. Ребенок-меланхолик тяжело воспринимает перемены и очень болезненно реагирует на критику.
Такого ребенка можно раскрыть с помощью творческих занятий, где результаты его работы будут получать признание, и проектов, в которых предусмотрена демонстрация достижений.
Леонид Проценко, кандидат психологических наук МПГУ, доцент кафедры психологии развития личности ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
"Новые условия — всегда изменения, выход из привычных для человека зон, поэтому они не всегда комфортны. Для детей и подростков важно рефлексировать на реализацию их притязаний на признание, успешность, специфику социальных контактов. В дело вступает много факторов, и педагогам, вожатым, наставникам необходимо предусматривать время на адаптацию человека в новых для него условиях, работать с личностью, с группой и, конечно, адекватно адаптировать содержание деятельности с учетом особенностей ребенка, подростка, юноши".
Важно понимать, что развитие мягких навыков (умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя) не связано с образованием. Оно происходит в процессе воспитания — совместной созидательной деятельности детей и взрослых. Только значимые, то есть авторитетные для ребенка, взрослые могут направлять его, вдохновлять на новые открытия и мотивировать к самореализации.
Такой средой для ребенка может стать Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение Первых".
Григорий Гуров, председатель правления Российского движения детей и молодежи "Движение Первых":
"Все, что мы создаем, мы создаем вместе с детьми, наставниками, педагогами и родителями. Но все же последнее слово за детьми. И это действительно здорово, когда в рамках одной организации у них есть возможность попробовать практически любую деятельность. Хочешь развиваться в научном направлении — добро пожаловать в “Гражданскую науку", хочешь прокачать себя как спортсмен — участвуй в "Вызовах Первых", любишь творчество — выступай в театральном проекте "Школьная классика", интересуешься историей — для тебя проект "Хранители истории", а если ты поклонник военно-патриотических игр — всегда может найти себя в нашей новой высокотехнологичной “Зарнице"".
Не забывайте, что сколько бы вы ни объясняли, что ребенок развивается для себя, в расчете на будущее, вряд ли он это поймет. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность, активность и развитие. Слушайте своего ребенка, поддерживайте его начинания и позволяйте совершать выбор. Ребенок — это личность, которая ничего не должна вам, но до какого-то момента зависящая от вас и нуждающаяся в поддержке и в признании ее как самодостаточной.
Григорий Гуров, председатель совета директоров Российского движения детей и молодежи "Движение Первых":
“Движение Первых” — это единая безопасная воспитательная среда для ребенка, где он может совершать ошибки, учиться преодолевать трудности, находить друзей и единомышленников — т. е. нарабатывать тот опыт, который поможет ему реализоваться как личности. Вне зависимости от того, какой проект выбирает для себя ребенок, мы стремимся, чтобы каждый из них приносил ему реальную пользу, пополнял багаж новыми практическими навыками для реальной жизни. И навыки здесь стоит рассматривать более широко, в том числе как профориентацию: сегодня ты юннат — а завтра эколог или учитель биологии, в этом году предложил свою инициативу в акселератор Первых "Высота" — а уже в следующем запустил свой первый бизнес. Сейчас мы строим масштабную систему первичных отделений в регионах, чтобы каждый ребёнок в любой точке нашей страны мог в равной степени использовать потенциал Движения.
Наталия Мандрова, первый заместитель председателя правления Российского движения детей и молодежи "Движение Первых":
"Огромный воспитательный потенциал “Движения Первых” заключается в сочетании, с одной стороны, лучших российских и мировых практик детских движений и результатов исследований современных экспертов и педагогов — с другой. Экосистему Движения мы вместе с детьми строим на принципе всесторонней поддержки их инициатив. Родители, наставники и педагоги в детско-взрослых коллективах призваны помогать подрастающему поколению в самореализации и создавать условия, в которых социально значимая деятельность молодежи будет способствовать становлению их личностей".
"Движение Первых" — это возможность стать лучшей версией себя, достойным наследником великих дел первооткрывателей, основателей и первопроходцев, которых отличает стремление к победе во всех начинаниях и нежелание останавливаться на достигнутом. Быть участником Движения — это выбор сильных и готовых вписать свое имя в историю России.
Экологические отряды и экологические мероприятия
Всероссийский военно-спортивный фестиваль "Зарница"
Экскурсии на технологичные производства, курсы лекций от именитых ученых, "Университетские смены" на базе ведущих вузов России
Бизнес-марафоны, финансовые турниры, встречи с успешными предпринимателями
Участие в мюзиклах, театральных фестивалях и литературных марафонах
Восстановление объектов культурного наследия и помощь некоммерческим организациям в регионах России
Тренировки, марафоны, соревнования, состязания и челленджи
Секреты правильного питания и здорового сна, уроки оказания первой помощи
Основы журналистики и ведения соцсетей, посещение информационных агентств и федеральных телеканалов
Изучение правил дипломатии, поиск и установление контактов с международными детскими и молодежными иностранными организациями
Городские игры, поиск артефактов, экспедиции и археологические раскопки
Знакомство с принципами создания видеоигр, работы с большими данными и обучения нейросетей
15:27 10.11.2023
(обновлено: 16:17 06.03.2024)