"Судья был бессилен".
Как ловили одну из самых дерзких в России банд
В августе присяжные оправдали трех литовцев и двух россиян, обвиняемых в контрабанде 472 килограммов кокаина. Освободили в зале суда. В Генпрокуратуре уверены: банда надавила на коллегию. Решение опротестовали. РИА Новости удалось узнать подробности одного из самых громких дел о наркотиках за последние годы.
Почуяли неладное
Июнь 2013-го. В питерский порт зашел огромный теплоход Mariann Schulte. На борту — тысячи контейнеров с бананами из Эквадора. За разгрузкой пристально наблюдали оперативники под прикрытием.
Они знали, что среди легального товара втайне от официального получателя спрятаны десятки килограммов наркотиков. Сотрудники полиции рассчитывали, что в ближайшее время дилеры пришлют сюда своего человека. Но минуло три дня — никого.
Грузовые суда в морском порту Санкт-Петербурга
Злоумышленники, видимо, почуяли неладное и не стали рисковать. Бананы развезли по складам. Контрабанду решили изъять. Двадцать третьего июня 46 килограммов кокаина достали из контейнеров в Колпино Ленинградской области, а еще 120 килограммов — в поселке Селятино Наро-Фоминского района Подмосковья.
В следующие шесть лет было еще несколько крупных "посылок" — на полтонны кокаина в общей сложности. Этим делом занимались Следственный департамент МВД, ФСБ, ФСКН, Генпрокуратура и таможня.
"Люди ему верили"
"Мне поручили выявлять поставки наркотиков из Латинской Америки в 2011-м. В городе действовали три крупные группировки, их лидеры были знакомы, конкурировали, но периодически за деньги предоставляли друг другу свои каналы сбыта", — рассказывает РИА Новости экс-оперативник питерского управления ФСКН Юрий О. (имя изменено).
Сотрудники наркополиции
Банду литовцев возглавлял, как утверждает следствие, Вигантас Раманаускас.
В 1990-х он занимался угоном — под заказ и только дорогих иномарок. Прославился как "профессионал". В 2001-м в Ленобласти обнаружили "отстойник" с десятью немецкими автомобилями. Раманаускас пытался сбежать от бойцов спецотряда "Тайфун" прямо по капотам припаркованных машин, но его схватили.
Приговор: три с половиной года. Но через 12 месяцев он вышел по УДО. По версии СК, взялся за старое, а заодно попробовал себя в новом бизнесе — принялся оборудовать в автомобилях тайники для наркотиков.
Сотрудник ГИБДД
Зимой 2006-го под Петербургом задержали водителя из Литвы с 50 тысячами таблеток экстази. В ФСКН не сомневались, что заказчик — Раманаускас, но доказать не смогли.
"Допрашивать свидетелей по этому делу было очень сложно, — вспоминает бывший старший следователь по особо важным делам Наталья Клишина. — Те, кто имеет отношение к наркотикам, часто из принципа отказываются идти против своих и давать показания. А здесь сыграла роль и личность Раманаускаса. Не представляю, какие он включал внутренние ресурсы, но многие ему верили".
Таинственная смерть
За бандой установили наблюдение, прослушивали телефонные переговоры, но каждую неделю номера менялись, а серьезные вопросы обсуждались только лично. Если кто-то попадал в поле зрения сотрудников правоохранительных органов, остальные прекращали с ним общаться.
В 2011-м задержали мелкого участника банды, который фасовал наркотики. Его решили не арестовывать, а использовать как агента, чтобы собрать досье на лидера.
Сотрудник полиции во время заполнения документов
Вскоре выяснилось, что костяк банды — это племянник Раманаускаса Корецас Миндаугас и спортсмен Георгий Радомиров. С ним литовцы познакомились в тренажерном зале в конце 1990-х.
Кроме того, у группировки есть надежный поставщик в Эквадоре. Брикеты с кокаином он прятал у дверей контейнеров с бананами или во внутренней полости стенки.
Раманаускас, полагают следователи, получал номер бокса и передавал "съемщикам", которыми руководил Радомиров. Зайти в порт злоумышленники могли самостоятельно, например, подделав документы. Но чтобы достать "товар", им требовались соучастники из местных работников.
"Контейнеры расставляются автоматически, система может поставить их внизу или наверху, — объясняет Наталья Клишина. — На высоте нереально незаметно снять пломбы, открыть контейнер или открутить элементы, чтобы забрать груз".
Рефрижераторный контейнер в порту Санкт-Петербурга
Оперативники заподозрили крановщика. Допросить его не успели: покончил с собой.
"Судя по всему, у них были осведомители и в силовых структурах", — отмечает Юрий О.
На шаг вперед
С 2013-го в порту все чаще изымали наркотики, которые банда не решалась забрать. В ФСКН возник план: внедриться в группировку под видом коррумпированных полицейских. Тщательно продумали легенду, но в последний момент начальство от идеи отказалось.
Двое оперативников рискнули продолжить игру самостоятельно. Через своих агентов вышли на Георгия Радомирова. Предложили "обеспечить безопасность" наркобизнеса за круглую сумму. Переговоры продолжались несколько месяцев.
Предполагалось, что, убедившись в наличии "крыши", банда решится на очередную поставку и в этот момент участников задержат.
Сотрудник полиции
Но Раманаускас просчитал все на шаг вперед и написал заявление в полицию. В конце августа всех сотрудников, которые вели разработку, задержали.
Нежелательное лицо
Летом 2014-го "коллеги по цеху", обеспокоенные активностью ФСКН, назначили Раманаускасу встречу у элитного итальянского ресторана на Крестовском острове. Тот приехал вместе с племянником Корецасом. "Стрелка" закончилась стрельбой. Оба литовца попали в больницу с легкими ранениями.
Сотрудники ФСБ во время оперативных действий в Санкт-Петербурге
В 2015-м в загородном доме Раманаускаса прошел обыск. В подвале обнаружили лист с непонятными знаками и фотографию брикетов.
Раманаускас уверял, что никакого отношения к наркотикам не имеет, а документы ему подкинули. Доказательств было недостаточно, поэтому его отпустили, но потребовали покинуть страну.
"В ходе оперативно-разыскных мероприятий установлена международная организованная преступная группа, поставляющая кокаин из Эквадора через морской порт Санкт-Петербурга с целью последующего сбыта на территории России. В ходе работы установлено, что к этому причастен Раманаускас", — говорится в документе от мая 2015-го.
Причал морского порта "Большой порт Санкт-Петербург"
В октябре 2018-го, когда скандал вроде бы забылся, литовец попытался оспорить решение о признании его "нежелательным лицом" — в России осталась семья и элитная недвижимость. Жалобу отклонили, и тогда он пересек границу с чистым паспортом на имя Игориса Григаса.
Ночная погоня
В январе 2019-го водитель тягача вез контейнер с бананами из питерского порта на склад. Сначала он не придал значения тому, что за ним по пятам следует автомобиль с белорусскими номерами. Забеспокоился, когда та же машина увязалась за ним после выгрузки товара.
Ночью на пустой дороге подозрительный автомобиль подрезал фуру. Водителю удалось выдавить лихача на обочину. На полной скорости он помчался к ближайшему полицейскому посту.
Кокаин, привезенный на судне из Эквадора
© Фото : ФТС России
Там из фургона изъяли 47 килограммов кокаина. Камеры наблюдения зафиксировали, что ценный груз преследовал родной брат Георгия Радомирова Иван. Ранее в поле зрение оперативников он не попадал.
Пересмотрев записи, следователи заметили, что преследователей было несколько. На небольшом расстоянии от Ивана держался черный Infiniti QX70 с залепленным грязью номером.
Эту машину сотрудники сразу узнали. На такой же Георгий возил по делам своего босса.
Операция по изъятию контрабандных поставок наркотиков из Эквадора в морском порту г. Санкт-Петербурга. Кадр из оперативной съемки
© Фото : МВД России
Банду задержали в апреле 2019-го на месте преступления. В порт прибыла очередная партия "товара". Кокаин изъяли, а за контейнером установили наблюдение. На кадрах оперативной съемки видно, как на место приехал Григас вместе с Корецасом и еще одним племянником Эрнестасом Казлаускасом.
Проходя мимо фуры, босс что-то сказал родственникам и вернулся в припаркованный рядом автомобиль.
Казлаускаса и Корецаса сотрудники ФСБ взяли, как только они залезли в фургон. "У них были сумки с отвертками и фонариками, чтобы откручивать тайник", — уточняет Наталья Клишина.
Контейнер после изъятия нелегального груза
© Фото предоставлено Юрием О.
Главарь скрылся, но уже через месяц поймали и его. Вместе с братьями Радомировыми.
Во время очередного обыска в особняке литовца обнаружили новую улику — записи с координатами.
"Они совпали с данными трекера, который сотрудники обнаружили в одном из брикетов с кокаином во время экспертизы. Так дилеры отслеживали весь путь своего "заказа". Устройство включалось в Эквадоре, Литве и Санкт-Петербурге", — рассказывает бывший следователь по особо важным делам.
Проведение химической экспертизы наркотических веществ в экспертно-криминалистическом отделе управления Госнаркоконтроля (ФСКН) России
"Оказали воздействие"
В августе 2021-го 270 томов дела направили в суд. Григас и его сообщники требовали присяжных. Опасаясь давления на питерскую коллегию, Генпрокуратура добилась переноса процесса в Москву.
Тем не менее 16 августа этого года Мосгорсуд оправдал четверых обвиняемых на основе вердикта присяжных. Григаса (Раманаускаса) признали виновным лишь в незаконном пересечении границы. Наказание за это он уже отбыл в СИЗО, поэтому всех освободили прямо в зале суда.
Московский городской суд
В Генпрокуратуре РИА Новости пояснили, что в ходе разбирательства было существенное нарушение законодательства.
"Сторона защиты и подсудимые оказали воздействие на формирование мнения коллегии, что повлияло на решение, — уверены в надзорном ведомстве. — Собранные доказательства, в том числе результаты оперативно-разыскной деятельности, показания свидетелей, заключения экспертиз, полностью подтверждают вину обвиняемых".
Постановление суда обжаловали. Защитники обвиняемых направили на это возражение. Адвокат Дмитрий Волохов отметил, что "прямых доказательств вины следствие не предоставило".
В ближайшее время суд должен рассмотреть жалобы и принять решение. Чем закончится процесс, остается только догадываться. Но граждане Литвы дожидаться его в России не намерены. По данным источника РИА Новости в правоохранительных органах, они уже вернулись на родину.
08:00 02.11.2023
(обновлено: 08:09 02.11.2023)