Корабль-призрак приплыл в Москву
Любое сочинение всегда отражает реальность, как внутреннее состояние человека, так и внешние обстоятельства.
Мне кажется, это не совсем по-вагнеровски. Как будто он шел в угоду певцам и публике.
Убегая от кредиторов, молодой Рихард Вагнер (ему нет еще 30-ти), попадает в шторм на корабле по пути из Риги в Лондон. Наблюдая за стихией, он вспоминает недавно прочитанную новеллу Гейне о корабле-призраке. Вот он – сюжет для новой оперы. В 1841 году он завершает партитуру. Это новаторское произведение в одном акте и трех сценах, все идет без антракта. Однако, эту версию композитор так и не услышит при жизни. Во второй редакции – более традиционном варианте – опера поставлена в 1843 году в Дрездене.
Первая редакция более ясная. Он сказал – как отрезал. Вагнер ведь и с людьми так расставался. Из-за какой-то мелочи мог прекратить общаться с человеком навсегда. В этом весь Вагнер. Первая редакция более ершистая, каркасно-аскетичная с одной стороны, с другой – бескомпромиссная, безудержная, всеобъемлющая".
Графика и баланс – это залог успешного исполнения не только музыки классиков, но и романтиков.
Сцена из постановки "Летучего голландца" в Перми: рулевой
Сцена из постановки "Летучего голландца" в Перми: рулевой
Сцена из постановки "Летучего голландца" в Перми: рулевой
Так же и с постановками. Когда начинали активно ставить барочные оперы, сначала все осовременивали, потом наоборот пошел кич, стали делать исторические костюмы и пытались воссоздавать дворцовую атмосферу.
Сейчас все приходят к психологическому прочтению текста, что правильно.
Константин Богомолов, режиссер-постановщик
– Где вы нашли ключ к "Голландцу"?
– В странном соединении мифологического и психологического, которого так много в партитуре. Я, как мне кажется, понимаю, почему для Вагнера был так важен этот микст — он связан с вечным мужским страхом женского начала, страхом предательства, поиском покоя и невозможности его найти, поиском абсолютной верности. "Летучий голландец" связан с темой женщины, стихийности женского начала, его колеблемости, бесконечного шторма женской души — собственно, это тот самый шторм, в котором вечно находится главный герой...
(Из аннотации к пермской премьере спектакля)
Режиссер Ларс фон Триер в своем фильме "Меланхолия" явственно почувствовал, что музыка вступления к опере Вагнера "Тристан и Изольда" будет отражать его задумку. Не знаю, как он к этому пришел. Он показывает катастрофу вселенского масштаба на примере одной семьи. Также и Вагнер помещает миф, легенду в бытовую ситуацию. Вселенская катастрофа – одна семья. Масштабы мифа – в бытовой ситуации".