Рейтинг@Mail.ru
"Последний шанс": чем грозят ошибки на передовой - РИА Новости, 21.09.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Курсанты учатся эвакуировать раненого с поля боя

"Последний шанс":

чем грозят ошибки на передовой
Мария Марикян
Наложение жгута и турникета, тампонирование раны, эвакуация c передовой — санинструктор Мария Воронина преподает азы первой помощи и тактики для тех, кто работает в зоне СВО. Чему и как учат в обстановке, приближенной к боевой, — в репортаже РИА Новости.
Группа эвакуации
— Поднимаем на счет три! — трое вытаскают из окопа раненного в ногу и руку бойца. Он сопротивляется, не признает своих. Тем не менее его оттаскивают в безопасное место, осматривают и оказывают первую помощь. На передовой медлить нельзя, поэтому на все про все — считанные минуты. Пока один спасает — второй прикрывает. Третий запускает дымовую шашку, чтобы временно уйти из поля зрения противника.
"Кровотечение остановили? Все, выносим!" — командует старший. Бойца на носилках помещают в машину и увозят. Задача выполнена — военнослужащий выжил. Но группа эвакуации сработала не совсем гладко. К счастью, есть возможность исправить ошибки. Ведь это тренировка.
Грим, пиротехника, охолощенное оружие — тем, кто еще ни разу не работал в зоне боевых действий, следует подготовиться в том числе морально.

"Мы учим тому, как спасти товарища, и самопомощи. То есть как дожить до момента, когда ты окажешься в руках врачей, — объясняет инструктор и руководитель московской школы "Красная зона — остаться в живых" Мария Воронина. — Наша команда регулярно выезжает в зону СВО в качестве медиков и санинструкторов. Все, что мы отрабатываем на "большой земле", основано на реальных случаях".

Мария Воронина — о подготовке к работе в зоне боевых действий
Для базовых двухдневных курсов медицинское образование необязательно. Среди обучающихся много волонтеров, которые выезжают на фронт с гуманитарной помощью.
Около 20 процентов тех, кто освоил базу, проходят продвинутые курсы. Там уже учат и тактике. Занимаются ситуациями в полях и городской застройке. Идти дальше решаются, как правило, те, кто собирается добровольцем на фронт. "Такие курсанты — замотивированные. Очень ответственные. Многие наши выпускники успешно проходят службу и, что крайне важно, делятся полученными знаниями с сослуживцами", — добавляет инструктор.
Тренировка группы эвакуации
Тренировка группы эвакуации
Грубые ошибки
Особый акцент — на ошибках при оказании первой помощи. Бойцы зачастую неправильно накладывают жгуты и турникеты. Недостаточно затянул — кровотечение не остановил и создал риск потери конечности.
"Пытаются, помимо прочего, использовать то, что категорически запрещено — провода, стяжки. Они не пережимают кровотечение, а режут кожу, мягкие ткани, артерии, — говорит Мария. — В результате ампутации, скорее всего, не избежать".
Курсанты учатся накладывать жгуты и турникеты
Курсанты учатся накладывать жгуты и турникеты
Некоторые путают тактическую медицину с гражданской и накладывают жгут рядом с травмой. Однако на поле боя ранения обычно множественные. Инструктор обращает внимание: лучше перестраховаться — затянуть жгут на самых верхних точках конечностей, чтобы ничего не пропустить. И важно не забыть записать время наложения.
Допускают ошибки и при осмотре. Порой пропускают травмы, с первого взгляда незаметные. "К примеру, наркотические обезболивающие средства, которые есть в аптечках у военнослужащих, влияют на центр дыхания. Особенно опасно применять их при повреждениях головы. Человек может буквально забыть, как дышать. И погибает не от ранения, а от неправильно оказанной первой помощи".
Мария Воронина проводит занятие
Мария Воронина проводит занятие
С первых дней спецоперации медики сталкиваются с еще одной проблемой. По-прежнему находятся бойцы, уверенные, что тампоны способны остановить кровотечение.
"Полость, которая возникла в результате ранения, похожа на лабиринт. Необходима процедура тугой тампонады — то есть создание давления внутри раневого канала. Для этого есть специальные гемостатические бинты, — объясняет Мария. — Тампон же просто закрывает отверстие — кровь скапливается в полости, что потом приведет к большой кровопотере. Так можно спровоцировать и внутренние кровотечения".
Процедура тугой тампонады
Процедура тугой тампонады
Помощь Донбассу
Мария — фельдшер по образованию. Помогала жителям Донбасса с 2014-го. Собирала гуманитарку для беженцев, организовывала вывоз раненных на "большую землю", их лечение и реабилитацию.
Позже открыла студию — занималась лечебным массажем, была тренером по ЛФК. Через полгода после начала СВО полностью посвятила себя инструкторской работе.
Мария Воронина преподает азы первой помощи и тактики для тех, кто работает в зоне СВО
Мария Воронина преподает азы первой помощи и тактики для тех, кто работает в зоне СВО
Регулярно выезжает в Донбасс — по приглашению командиров разных подразделений проводит занятия. Известна, к слову, под позывным Шухер. Так окрестили ее за умение "найти выход из любой ситуации".
"В целях безопасности собираемся небольшими группами. И время, к сожалению, ограничено. Оттачиваем навыки применения средств самопомощи. Объясняем алгоритм действий. Показываем, как пользоваться подручными средствами, если чего-то важного не оказалось рядом, — перечисляет инструктор. — Там никому не надо объяснять, что такое прилет и куда надо упасть. А на "гражданке" специфика другая — далеко не все понимают, что такое зона боевых действий. Поэтому подготовка углубленная, с моделированием разных ситуаций".
Помимо прочего, Мария и ее команда поддерживают гуманитаркой больницы и полевые госпитали. Волонтеры заметили, что в сборах обычно участвуют те, у кого и так денег немного. При этом поражает сколько людей заявляют, что их это "не касается".
"С массовым равнодушием тяжело смириться, несмотря на годы работы, — признается медик. — Хотелось бы большей сплоченности и вовлеченности".
Мария помогает жителям Донбасса с 2014 года
Мария помогает жителям Донбасса с 2014 года
Проект реабилитации
Мария совместно с другой группой волонтеров-медиков запустили недавно проект "Феникс", направленный на реабилитацию военнослужащих после боевых травм.

"По государственной реабилитации человек находится в санатории недели две, а затем его отправляют домой. И он остается один на один со своей травмой. А ведь самое тяжелое начинается как раз дома. Есть определенный алгоритм, которого надо придерживаться, — режим питания, распорядок дня, массажи, дыхательные упражнения. Если травма серьезная, с ней надо учиться жить, — подчеркивает инструктор. — Очень важна психологическая помощь — нужно поддерживать и родных, ведь им тоже трудно. Причем нередко неправильным поведением они вредят и еще больше загоняют пострадавшего в депрессию".

Курсанты отрабатывают навыки оказания первой помощи
Курсанты отрабатывают навыки оказания первой помощи
Волонтеры планируют заниматься с бойцами прямо в палатах, перед выпиской. Пока ведут переговоры с различными медучреждениями по этому поводу. Мария отмечает: чем раньше травмированные получат необходимую информацию, тем больше шанс предупредить нежелательные последствия, которые развиваются из-за бездействия.
Еще один системный пробел — нет единой схемы преподавания санинструкторам, работающим в зоне боевых действий. Что тоже сказывается на качестве первой помощи. Мария предлагает регламентировать процесс — как для личного состава вооруженных сил, так и для гражданских.
"Совместно с инструкторами из дружественных организаций мы предпринимаем усилия в этом направлении, — уточняет она. — Опираться будем, прежде всего, на программу обучения и рекомендации Минобороны".
Школа Красная зона — остаться в живых совместно с ЦСП ''Алгоритм'' разрабатывают единую схему преподавания санинструкторам
Школа "Красная зона — остаться в живых" совместно с ЦСП ''Алгоритм'' разрабатывают единую схему преподавания санинструкторов
По-прежнему не все желающие попасть "за ленту" понимают, какую берут на себя ответственность. "Человек должен адекватно оценивать уровень своих знаний. Санинструктора за пару дней не подготовишь. Хорошая физическая форма — одно из основных условий. Они на передовой с бойцами бок о бок. Ничем от них не отличаются. С полным обвесом, еще и несут медицинский рюкзак, — добавляет медик. — То есть надо серьезно тренироваться, чтобы не увеличить число пострадавших на поле боя. Или не убить кого-то случайно низким уровнем своих знаний".
Школа Ворониной одна из первых наладила сотрудничество с кафедрами крупных медвузов. Также ее команда организовала занятия для военных священников, которых, к слову, никто еще централизованно не готовит к поездкам в зону боевых действий.
Инструктор подчеркивает: от качества и скорости первых действий зависит судьба пострадавшего. Цена ошибки слишком высока. Поэтому каждый, кто выезжает "за ленту", должен осознавать: он несет ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом.
Ситуации, которые отрабатываются на тренировках, основаны на реальных случаях
Ситуации, которые отрабатываются на тренировках, основаны на реальных случаях
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала