"Самый страшный опыт"
Как воюют добровольцы под Артемовском
Круглосуточные жестокие бои — противник не оставляет попыток взять город в клещи, занять господствующие высоты. Южный фланг удерживают добровольческие формирования. Почему депутаты, дети известных родителей и другие мирные люди решили пойти на фронт — в репортаже РИА Новости.
Передовая депутатского корпуса
К автозаправке в Енакиево, условленному месту встречи, подъезжает массивный пикап с неожиданной надписью "ДЕПУТАТ" — белыми буквами на черном фоне регистрационного знака. И это не просто позывной водителя. За рулем — 39-летний Эдуард Шарафиев из Госсовета Республики Татарстан. Но это в прошлой, гражданской жизни. Сейчас он — замполит добровольческой разведывательно-штурмовой бригады имени святого Георгия.
Мой сопровождающий в полной выкладке — броня, шлем, подсумки с запасными магазинами, автомат, тактическая аптечка на боку. Эдуард здесь уже много месяцев и разительно отличается от коллег по депутатскому корпусу, которые приезжают набегами — “поторговать лицом” на третьей линии перед телекамерами. Впрочем, он не одинок.
Артиллеристы добровольческой бригады имени святого Георгия
"У нас в бригаде представлена, так сказать, вся вертикаль законодательной власти, — улыбается Шарафиев, лихо крутя баранку. — Есть муниципальный депутат, командир взвода. Я — региональный, член Госсовета. А комбриг у нас — Александр Юрьевич Бородай. Он вообще из Госдумы. Шутим, когда собираемся вместе: выездное пленарное заседание. А воюют в бригаде, конечно, самые разные люди со всей страны. Средний возраст — за 30".
Боевой костяк бригады — три батальона. Танков пока нет, но обещают дать в ближайшее время. С артиллерией полный порядок — "Грады", буксируемые гаубицы, самоходки. Два батальона воюют, меняя друг друга по ротации. Еще один, штурмовой, в резерве. Его берегут на тот случай, если командование отдаст приказ о наступлении под Артемовском. Пока же там позиционное "бодание".
Замполит бригады Эдуард Шарафиев с позывным Депутат рассказывает о своем подразделении
На южном фланге противник пытается занять господствующие высоты в районе Клещеевки, Курдюмовки и Андреевки. Если ВСУ выйдут на эту линию, логистические артерии, связывающие Артемовск с остальной ДНР, окажутся под угрозой — прежде всего трасса на Горловку. А потеря позиций на севере вынудит российские войска оставить город. Не допустить этого — задача георгиевцев.
Гаубица-поленница
Движемся на северо-запад от Дебальцева. Чем дальше от тыла, тем хуже дорога. Пикап кидает из стороны в сторону на колдобинах. То и дело — таблички "Мины", блокпосты. Деревья "лысые" — ветви срезало осколками. На малом газу преодолеваем перебитый мост, символично принявший форму буквы V, и вскоре подъезжаем к пункту назначения.
Село (не будем его называть) полностью уничтожено артиллерийским огнем. Ни одного целого дома, сарая, или пристройки — сплошные руины. В заросшем сорняками огороде тлеет трава — последствия недавнего прилета. Все усеяно острыми, как бритва, осколками, которые так и норовят воткнуться в подошву ботинка.
Артиллеристы добровольческой бригады имени святого Георгия
На первый взгляд, тут никого. Но из ближайшего подвала показываются пятеро бойцов, получивших целеуказание от разведки. Подбегают к замотанной в серо-зеленую сеть гаубице Д-30, готовят ее к бою. Орудие замаскировано хорошо: с трех-четырех метров выглядит как поленница, накрытая старой рогожей. Даже опытный оператор не "срисует" с коптера.
"Прицел 365, угломер 28-90, заряд полный, снаряд фугасный", — отрывисто командует старший. Наводчик вносит поправки, подкручивая маховики. "Орудие! Выстрел!" Гаубица оглушительно рявкает, поднимая густое облако рыжей пыли. Расчет тут же набрасывает на нее маскировочную сеть и бежит обратно в подвал. Мы — следом: "дымзавесу", которую выстрел поднял над селом, противник увидит не только с коптера, но, кажется, и со спутника. Значит, в любую секунду жди "ответку".
Расчет орудия Д-30 ведет огонь по позициям противника в районе Клещеевки
Кстати, еще летом бойцы 1-го донецкого Армейского корпуса сетовали на нехватку 122-миллиметровых снарядов к гаубицам Д-30. Дошло до того, что артиллеристы брали более старые и примитивные 152-миллиметровые Д-20, принятые на вооружение сразу после Великой Отечественной. Однако теперь, судя по увиденному у артиллеристов-георгиевцев, российская промышленность набрала нужные темпы производства современных боеприпасов.
Неуловимый танк
Рассаживаемся в тесном подвальчике. Здесь светло — наверху, в руинах дома, тихо тарахтит электрогенератор. Бойцы, увидев в руках репортера фотоаппарат, надевают балаклавы. Опасаются не за себя, а за родных. Украинским спецслужбам, активно использующим нейросети, не составит большого труда узнать по лицу артиллериста его имя, фамилию и определить адрес семьи.
Еще и поэтому о себе бойцы говорят скупо.
"Я командовал расчетом гаубицы Д-30 еще в срочную службу, — рассказывает артиллерист, взявший позывной Колыван — в честь былинного богатыря. — Сам из Ульяновска, отрабатываю в зоне СВО уже второй контракт, первый был под Харьковым. А на гражданке собирал мягкую мебель. Совсем невоенная профессия, хотя пистолеты там тоже есть (смеется). Для обивки, но тем не менее! В моем расчете — пять человек. Взаимопонимание — полное. От поступления координат цели до ее поражения — одна-полторы минуты. Это считается очень хорошим результатом".
Артиллеристы добровольческой бригады имени святого Георгия
А вот у бойца из расчета с позывным Сайга первая командировка в зону СВО. Сперва пытался "самомобилизоваться" через Минобороны. Но вот незадача — потерял военный билет. Оформился добровольцем. Признается: самый страшный опыт — сидеть под огнем танка. Скорость его снаряда очень высока, между выходом и прилетом — доли секунды. Не успеваешь спрятаться. Этот танк уже уничтожил одно из двух орудий батареи.
"Он нас давно беспокоит, — подтверждает артиллерист Рева с плюшевым Чебурашкой на бронежилете (талисман от жены на счастье). — Высунется, сделает пять-шесть выстрелов и уходит. Но мы его подловим обязательно, как недавно американскую БМП "Брэдли". В семь утра начался накат противника. Мы отработали, разведка нас скорректировала. И третьим-четвертым снарядом — прямое попадание по американцу, сразу задымил. А потом и бронетранспортер накрыли".
Боец артрасчета с позывным Сайга рассказывает о своем самом страшном боевом опыте
Рева здесь, пожалуй, самый опытный. Воюет с 23 февраля 2022-го. Побывал под Киевом, Изюмом на Харьковщине и на рубеже Кременная — Сватово. Вспоминает свой первый бой, когда под украинской столицей нашу колонну накрыли артиллерией. Было страшно, но, говорит, со временем привыкаешь. И давишь страх, чтобы не мешал выполнять боевую работу.
Мотивация добровольца
У каждого бойца добровольческой бригады — своя мотивация. У ростовчанина Ревы много родственников в Донбассе, некоторые погибли за девять лет конфликта, и он мстит. Колывану, военной косточке, приятно вспомнить срочную службу и вновь поработать с любимой гаубицей Д-30. А замполит с позывным Депутат, Эдуард Шарафиев, признался, что хочет подать пример некоторым оставшимся в тылу коллегам. По частичной мобилизации его не призвали — в армии не служил. Поэтому пошел добровольцем.
Есть среди бойцов бригады святого Георгия и дети "статусных" родителей. Арсений Стерлигов — сын известного предпринимателя Германа Стерлигова. Улыбчивый, скромный и немногословный парень стесняется камеры, упорно отказывается от интервью. Но на прямой вопрос, почему не "пропетлял", воспользовавшись положением отца, ответил так:
Артиллеристы добровольческой бригады имени святого Георгия
— Долго рассказывать. А коротко — кто-то же должен.
Лучше не скажешь о добровольцах-георгиевцах. Конечно, дело случая, что в одном боевом подразделении оказались сразу три депутата.
Но совсем не случайно специальная военная операция чем дальше, тем крепче объединяет людей, у которых в мирной жизни не было ни общего круга знакомых, ни общих интересов, ни общей цели. Сегодня они вместе, потому что "кто-то же должен".
Вид на Артемовск
08:00 12.09.2023
(обновлено: 12:27 12.09.2023)